«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

0

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

Помните свой мандраж перед экзаменом в ГАИ? Или вам до сих пор в кошмарах снится тот самый неудачный разворот на перекрестке? Мы предложили нашим читателям вновь побывать в роли курсантов автошколы. И вот что из этого вышло.

8 Мая 2025 0:00 134

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

Валерия Попкова

Фото автора

  • Сколько людей сдают экзамены в ГАИ с первого раза
  • Смогут ли люди с водительским удостоверением и большим стажем заново получить «права»
  • Какой этап экзамена самый сложный даже для опытного водителя

Теорию с первой попытки сдает лишь каждый 2-й, практику – каждый 3-й

Буквально вчера, 6 мая, в Минске прошло заседание Постоянной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Совмине Беларуси. Главный тезис – в МВД недовольны качеством подготовки водителей. Основание для беспокойства – печальные цифры: в 2024 году теоретический экзамен с первой попытки сдали лишь 58% кандидатов, практический – и того меньше, около 35%. Решить эту проблему предлагают более жестким надзором за самими автошколами, увеличением количества часов вождения с 50 до 70, а также добавлением в практические занятия интерактивных тренажеров.

Помимо государства, критикуют автошколы и сами водители. Причем главная претензия состоит в том, что эти учебные заведения лишь зарабатывают деньги, а вот до реальных знаний и умений курсантов им нет дела. Подобная критика очевидна даже в комментариях к нашему недавнему интервью с директором автошколы. Среди популярных мнений: автошколам выгодно, когда курсант не сдает экзамены с первого раза, потому что так можно нажиться на дополнительных занятиях. А если и с ними человек не сдает, то дело лишь в плохом инструкторе.

После таких рассуждений мы задумались: а что, если провести эксперимент, в котором люди с уже имеющимся водительским удостоверением и с разным опытом и стажем попробуют еще раз сдать экзамены в автошколе?

Спойлер: результат удивил всех, включая самих участников. Но давайте сначала.

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

Участники. Для чистоты эксперимента в качестве участников выступили 5 наших читателей, откликнувшихся на объявление в нашем Telegram-канале. Все они имеют разный стаж вождения, а двое работают непосредственно водителями:

  • Виктор – стаж 24 года;
  • Денис – стаж 17 лет, работает в такси;
  • Виталий – стаж 14 лет;
  • Илья – стаж 12 лет, водитель грузовой машины;
  • Татьяна – стаж 3 года.

Суть эксперимента. На несколько часов наши читатели забыли про наличие «прав» и примерили на себя роль курсантов, которым предстояло сдать теоретический экзамен, элементы на автодроме и городской экзамен.

Перед началом эксперимента мы решили спросить участников об их собственных ожиданиях. Все как один назвали себя реалистами и не верили в успешную сдачу экзаменов. При этом бóльшую ставку делали на практику, нежели на теорию. Аналогичного мнения придерживался и Иван Костюк, директор автошколы «СпецАвтоМастер» и по совместительству принимающий экзамен в нашем эксперименте.

«Больше всего проблем, скорее всего, возникнет на этапе теоретического экзамена. Но если кто-то из участников к нему готовился, то шансы есть. В противном случае я ожидаю весьма плачевного результата. Чуть меньше проблем, как мне кажется, будет у опытных водителей на городском этапе. А вот площадка – 50/50. Это пока мой предварительный прогноз», – отметил Иван Костюк.

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

Теория – стаж не имеет значения

Итак, первый экзамен – теоретический. Важная ремарка: все участники честно признались (мы им верим), что к этому этапу не готовились, поэтому ожидания, мягко говоря, у всех были невысокими. Тем не менее наша редакция была уверена, что этот экзамен с большей вероятностью сдаст человек с наименьшим опытом – Татьяна. А вот сложнее всего будет Виктору со стажем почти в четверть века. Что получилось в действительности? Все прогнозы разбились о суровую реальность – теорию сдали аж 3 человека из 5.

Татьяна, на которую здесь ставили больше всего, ответила правильно на все 10 вопросов. Единственное, она считает, что ей просто повезло, так как ничего специфического или сложного ей просто не попалось. Что ж, такое тоже вполне возможно.

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

Виктор, самый опытный из всех, и Илья с 14-летним стажем сделали лишь по одной ошибке, причем в одной и той же теме – буксировка. Как признались мужчины, в реальной жизни с этим вопросом они просто не сталкивались.

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

Допустили три ошибки и, соответственно, не сдали экзамен Денис и Виталий. Но их объединяют целых две темы – медицина (наложение жгута и использование раствора йода) и стоянка в указанном месте. Помимо этого, Денису попался вопрос про буксировку (в жизни он с этим не сталкивался), а Виталию – про знаки приоритета (здесь можно сделать скидку на невнимательность, потому что после повторного прочтения вопроса он дал правильный ответ).

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

Как это 8 элементов на площадке?

Если подходить к результатам первого экзамена строго, то на площадку допускаются только три человека: Татьяна, Виктор и Илья. А вот Виталий с Денисом должны были бы отправиться домой готовиться к пересдаче. Но мы люди лояльные, поэтому все вместе отправились на автодром.

Но еще до начала экзаменационной программы всех участников ждал шок. Оказалось, что только во время нашего эксперимента они узнали о существовании целых 8 элементов площадки вместо привычных трех.

«При обучении в автошколе курсанты отрабатывают лишь 3 элемента на автодроме: гараж, диагональную парковку и эстакаду. Именно эти упражнения требуются для экзамена в ГАИ. На самом же деле существует еще 5 элементов: тоннель, круг, разворот в узком пространстве (или «дворик»), змейка и остановка у стоп-линии. Но о них уже мало кто помнит», – поясняет Иван Костюк.

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

Но мучить участников мы не планировали, поэтому для эксперимента оставили только 4 элемента, которые с большей вероятностью придется выполнять во время реального экзамена:

  1. Преодоление подъема (эстакада). Это движение с остановкой на подъеме с использованием рабочего и стояночного тормозов с последующим продолжением движения через подъем (эстакаду).
  2. Заезд в бокс для постановки автомобиля на стоянку задним ходом. Движение выполняется с поворотом перпендикулярно направлению начального движения.
  3. Заезд в бокс для постановки автомобиля на стоянку боковой стороной с применением заднего хода. Движение выполняется с двумя поворотами для постановки автомобиля правой стороной параллельно направлению начального движения.
  4. Разворот на участке при ограниченной ширине проезжей части («дворик»).

На выполнение каждого элемента дается две попытки. Время на каждую попытку ограничено двумя минутами. Есть небольшое усложнение: элементы выполняются на машине автошколы.

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

Каковы были ожидания? На фоне довольно успешной сдачи теоретического экзамена все воспрянули духом и смотрели на этот этап с оптимизмом, включая директора автошколы и меня. А те, кто теорию не сдал, были настроены отыграться. В общем и целом настроение было боевое. Но это ровно до первых заездов…

Татьяна и Илья отлично справились с заездом в «гараж» и еще лучше проехали эстакаду, а вот с диагональной парковкой не срослось. Причем даже со второй попытки, которую мы решили добавить участникам из-за незнакомой им машины. Однако, как отметил Иван Костюк, ребята в целом очень хорошо справились, а «если дать им позаниматься с инструктором буквально 15-20 минут, то они смогут выполнить диагональную парковку по правилам».

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

Виталий, который не сдал теоретический экзамен, был первым, кто выполнил все элементы. Может быть, потому что сдавал после двух участников и успел сделать выводы из чужих ошибок. После него свои навыки проверил Денис. Он тоже хорошо проехал, разве что «гараж» получился только со второго раза, в первый раз наехал на опору и не спрятал нос машины. А последним был Виктор, который выполнил все элементы на пять с плюсом.

Город – создание аварийной ситуации и перестроение через сплошную разметку

В реальной жизни после двух экзаменов к городу был бы допущен лишь Виктор, который смог сдать как теорию, так и площадку. А вот Татьяне и Илье пришлось бы брать дополнительные часы для автодрома. Таким образом, у нас уже отсеялось 80% курсантов. С другой стороны, Виталий и Денис действительно смогли отыграться на этом этапе. Так что хоть в чем-то наши ожидания совпали с реальностью.

А мы переходим к самому сложному экзамену, на котором чаще всего происходят пересдачи, – это город. Что сюда входит:

  • проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
  • выполнение двух левых поворотов на перекрестке;
  • проезд по дороге, имеющей две и более полосы для движения в одном направлении;
  • проезд перекрестка по дороге, пересекаемой главной дорогой;
  • перестроение на участке дороги, имеющей две или более полосы движения в одном направлении;
  • проезд пешеходных переходов и остановочных пунктов маршрутных транспортных средств;
  • движение в транспортном потоке с соблюдением безопасной дистанции и интервалов;
  • выполнение двух разворотов (одного – на перекрестке, одного – вне пределов перекрестка);
  • остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров;
  • умение правильно оценивать дорожную обстановку (подразумевается верное выполнение экзаменуемым задания, озвученного экзаменатором).

Во время экзамена можно совершить лишь две ошибки за время следования по маршруту. Если их три и больше – экзамен не сдан. Такой же исход ждет при: создании аварийной обстановки, совершении ДТП, вмешательстве экзаменатора, двух и более остановках двигателя, пробуксовке колес при начале движения.

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

Вернемся в начало и вспомним прогнозы по этому экзамену. Предполагалось, что для людей с опытом это будет наиболее простой этап. На деле все оказалось иначе. Ведь если до этого кто-то из нашей группы мог похвастаться результатом «сдан», то на городе посыпались все – без исключения. Что конкретно и у кого пошло не так?

Татьяна – стаж 3 года. Единственная девушка в нашей группе лучше всех сдала теорию и хорошо проехала площадку. Не получилось лишь с диагональной парковкой. А вот на город она особо не рассчитывала и больше всего боялась заглохнуть. Но ошибки были совсем в другом, причем две из них одинаковые: вместо того чтобы включать и выключать поворотники при выполнении каждого маневра, девушка включала их лишь один раз, а выключала в конце всех маневров. На самом деле так ездят почти все, если вообще не все. Мало кто дергает поворотник каждый раз при перестроении, но экзамен обязывает это делать. А вот третьей ошибкой стало перестроение через сплошную линию.

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

Илья – стаж 12 лет. Сдал теорию, хорошо проехал площадку, но не смог выполнить диагональную парковку. При этом в городе наш экзаменатор очень хвалил его навыки и был уверен, что Илья идеально проедет маршрут. Однако результат оказался неожиданным – создание аварийной ситуации при развороте. Проблема возникла, когда сразу после команды экзаменатора ближайший разрешенный разворот оказался буквально в нескольких метрах. Опытный водитель мгновенно сориентировался, в отличие от обычного курсанта, который вряд ли решился бы на такой маневр. Как рассказал Илья, во время своего первого экзамена он как раз не развернулся на ближайшем разрешенном участке и из-за этого отправился на пересдачу. На этот раз он действовал решительно, но в условиях экзамена это было расценено как создание аварийной ситуации.

Виталий – стаж 14 лет. Не сдал теорию, но отлично справился с площадкой. По этой причине наш участник был довольно уверен в себе на городском этапе. Да и сам честно признался, что старается соблюдать все правила. Итог: отклонение от маршрута. Виталий получил команду развернуться на обозначенном перекрестке, то есть там, где есть знаки приоритета. Впереди такой был, но там был и светофор. А это уже одновременно регулируемый и обозначенный перекресток. В моменте именно это сбило Виталия, который решил там не разворачиваться.

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

Денис – стаж 17 лет. Как и Виталий, Денис не сдал теорию, зато смог пройти площадку. Поскольку он работает водителем, в сдаче им города лично я особо не сомневалась. Но и тут камнем преткновения стали экзаменационные требования. Согласно им, Денис совершил три ошибки: два раза перестроился на перекрестке, а затем создал затор на перекрестке. Критично ли это в реальной жизни? Скорее нет, чем да. Но для экзамена – фатально.

Виктор – стаж 24 года. Это единственный человек, который в реальных условиях дошел бы до третьего этапа. На этом фоне многие были уверены, что именно он сможет сдать и город. Но за время следования по маршруту он совершил три ошибки, хоть и не грубые: перестроение на перекрестке, неправильное использование поворотников при перестроении в пределах полосы движения и незначительный наезд на двойную сплошную.

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

«Ехал с уверенностью в 99 %, что ни на одном из этапов экзамена я не сдам»

Так завершилась наша авантюра. Каков результат? На самом деле не слишком утешительный: все участники нашего экзамена «ушли без прав», несмотря на то, что уже имеют водительские удостоверения и многие – довольно внушительный водительский стаж. Что касается самих ошибок, то все участники оценили их как ожидаемые и признались, что о многих нюансах просто не задумываются во время повседневной езды. Например, это касается обязательного включения и выключения поворотников при каждом маневре.

«Спасибо за возможность поучаствовать в эксперименте. Опыт был интересный. Ехал с уверенностью в 99 %, что ни на одном этапе экзамена я не сдам. Но был сильно удивлен реальным результатам. Очень жаль, что не получилось пройти тест в городе, хотя считаю, что все допущенные ошибки были не значительными», – поделился своими впечатлениями Виктор, участник нашего эксперимента.

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

Если говорить про обучение в автошколах, то наши участники также сошлись во мнении, что главная проблема заключается в недостаточном количестве практических часов. Да и в целом вся подготовка больше ориентирована именно на сдачу экзаменов в ГАИ, а не на получение реального опыта, который пригодится на дороге после получения водительского удостоверения.

Если вы тоже хотите хотя бы частично поучаствовать в нашем эксперименте, предлагаем попробовать ответить на вопросы, с которыми не справились наши участники. Делитесь своими результатами в комментариях!

«Сегодня все уйдут без «прав»: сдаем экзамен в автошколе с нашими читателями

Проверяем знание ПДД

Поехали!

Чтобы участвовать в опросе, необходимо войти на сайт

Выражаем благодарность директору автошколы «СпецАвтоМастер» Ивану Костюку и всем участникам этого эксперимента.

Источник: abw.by

Комментарии закрыты.