Поворот на Восток: история бренда Great Wall Motor

24

Поворот на Восток: история бренда Great Wall Motor

Вне зависимости от того, любите вы китайские машины или нет, они активно заполоняют белорусский и российский рынки. И мы продолжаем рассказывать вам историю китайских брендов.

1 Февраля 2025 0:00 802

Поворот на Восток: история бренда Great Wall Motor

Валерия Попкова

Фото использованы в качестве иллюстрации

Китайская автомобильная промышленность, как лавина, проходится по странам СНГ. При этом мы до сих пор немного знаем об этих компаниях. Поэтому в цикле статей «Поворот на Восток» обратимся к истории китайских брендов, которые популярны в Беларуси, постараемся понять их формулу успеха, узнаем, какие модели продаются у нас и сколько они стоят. В нашем цикле мы уже успели рассмотреть истории следующих компаний:

  • BYD;
  • Voyah;
  • Chery;
  • FAW;
  • Dongfeng;
  • Changan;
  • BAIC.

А сегодня поговорим о бренде Great Wall Motor. И самое главное, что надо знать об этой компании и что во многом отличает ее от других собратьев по отрасли – это частный автопроизводитель, который принадлежит китайскому миллиардеру Вэй Цзяньцзюню. Один этот факт уже о многом может сказать в контексте развития бренда.

  • Как семья Вэй стала крупнейшим акционером автомобильной компании
  • Какие машины принесли успех Great Wall Motor
  • Почему Haval H6 стал переломным моментом в судьбе компании

Семья Вэй ­– 4 предприятия за 10 лет

На фоне других автопроизводителей судьба Great Wall Motor, пожалуй, самая простая для понимания, поскольку больше похожа на то, что мы привыкли видеть в Европе и США. Ведь это не история про старый оружейный завод, который ищет новые пути развития в послевоенное время и не новый способ создать рабочие места и развить город. Это частный бизнес, причем семейный. Поэтому нам просто необходимо поближе познакомиться с теми, кому он принадлежит. А это семья Вэй.

Все закрутилось в середине 1970-х годов. И началось с дяди Вэй Цзяньцзюня – Вэй Дэляна. Он в 1976 году совместно с правительством своего поселка в провинции Хэбэй решает открыть кооперативную мастерскую под названием Great Wall Repair Factory. Она занимается ремонтом сельскохозяйственной техники, а еще делает различные модификации транспортных средств, в частности это касается переоборудования коммерческого транспорта. Но в середине 1980-х компания пошла еще дальше. Помните китайский грузовик Beijing BJ212, о котором мы говорили в истории бренда BAIC? Так вот Great Wall Repair Factory на его основе начинает производить свои коммерческие грузовики, хоть и в небольших масштабах. С этого момента компания начинает называться Great Wall Industry Company, а BJ212 превращается в грузовики CC130 и CC513.

Поворот на Восток: история бренда Great Wall Motor

Но это не единственный бизнесмен в семье. В 1980-х годах отец нынешнего главы Great Wall Motor, Вэй Дэйи, после завершения военной карьеры в Пекине приезжает на родину – в город Баодин. Он находился недалеко от столицы и на тот момент уже неплохо развивался в промышленном плане. Поэтому Вэй Дэйи решил открыть там компанию по производству металлоконструкций, в частности деталей для водопроводов и отопления. Сегодня это промышленное предприятие под названием Taihang все так же работает, причем является одним из крупных в Китае. Итого, у нас уже два предприятия на одну китайскую семью за пятилетку.

Теперь перейдем к самому Вэй Цзяньцзюню, который после учебы и работы в Пекине приезжает в родной город и открывает ковровое производство. Конечно, параллельно мечтая стать профессиональным гонщиком ралли. Теперь у нас три бизнеса на семью – по одному в мужские руки. Но ковровая эпопея живет недолго, поскольку в 1986 году Вэй Цзяньцзюнь уходит из бизнеса, чтобы присоединиться к своему отцу в качестве менеджера завода по производству водяных насосов.

Но мы не просто так упомянули о любви к ралли. Свои мечты сын не забросил и даже уговорил отца создать новую компанию в 1989 году. Имя ей – Taihang Dongwei Automotive Suspension. Так семейный подряд Вэй начал проектировать независимую переднюю подвеску для того же Beijing BJ212. Но в этом же году судьба вносит свои коррективы. Вэй Дэлян, дядя семейства, погибает в автомобильной катастрофе.

Поворот на Восток: история бренда Great Wall Motor

Новый путь и смена ролей

Бизнес в Китае очень отличается от европейской и американской моделей. Поэтому нет ничего удивительного, что Great Wall Industry Company после потери директора отходит руководству поселка, а не семье Вэй. Это просто нужно принять. На заводе работает около 60 человек, и он не то чтобы сильно прибыльный. Есть свои проблемы, даже долги. Поэтому совет деревни не очень горит всем этим заниматься и хочет найти подходящего управленца.

В отличие от общины, Вэй Цзяньцзюнь видит в Great Wall Industry Company возможность превратить свое хобби с автомобилями в полноценную, а главное – собственную карьеру, без помощи отца. Поэтому он решает подать заявку на должность директора. Уже в 1990 году совет деревни был невероятно счастлив, что появился человек, на которого можно все сплавить. Они дают ему должность сроком на 5 лет.

Поворот на Восток: история бренда Great Wall Motor

Согласитесь, история идет как по маслу. Но буквально с первого дня работы новый директор Great Wall Industry Company сталкивается с одной проблемой. У него есть амбиции и желания, а вот знаний и опыта в автомобилестроении мало. Поэтому с новой должностью Вэй Цзяньцзюнь начинает изучать те автомобили, которые производит завод, и те, что в целом доступны на рынке. Таким образом, он переключает свое внимание с коммерческого и военного транспорта на легковой.

Копипаст и борьба за место под солнцем

В 1993 году Great Wall Industry Company начинает небольшое производство легковушек. Да, всего через три года, как Вэй Цзяньцзюнь получил должность директора. Но, не волнуйтесь, он не перетруждал себя и инженеров, изучая автопром и генерируя новые идеи. Здесь компания пошла по протоптанной дорожке, и эта часть истории мало чем отличается от истории других китайский собратьев. Речь о копировании. Оно началось с Nissan Cedric Y30, который превратился в CC1020 и Toyota Crown S130, которая стала CC1020S. Еще Great Wall берется за производство универсала CC6470 и версии пикапа с двойной кабиной – CC1020S. Не забываем о внедорожнике CC6490, построенном на шасси Beijing BJ212 и с передней подвеской, разработанной семьей Вэй. Причем самое сладкое во всем этом – привлекательные цены на авто, что и позволяет ежемесячно выпускать до 100 экземпляров. Для Китая тех лет это правда много.

Поворот на Восток: история бренда Great Wall Motor

Когда компания поймала свою волну, вмешалось китайское правительство. Согласно новому национальному законодательству, с 1994 года производить легковые автомобили могут только избранные. А еще для этого нужно пройти регистрацию и получить одобрение. Как вы могли догадаться, Great Wall Industry Company в этой чести отказывают. Соответственно, производство легковых автомобилей прекращается.

Параллельно с этим совет деревни решает продлить контракт Вэй Цзяньцзюня еще на 5 лет, поскольку в предыдущий срок он доказал свою эффективность и дал надежду на хорошую прибыль. А поскольку легковые автомобили теперь под запретом, директор компании находит новую нишу – пикапы, которые тогда были очень популярны в Таиланде и США. Но есть проблема. Китайские предложения были, мягко говоря, низкого качества, а пикапы из Японии – очень дорогостоящими.

Сопоставив все это, Great Wall Industry Company начинает делать то, что уже умеет – копировать. Компания разрабатывает на базе Toyota Hilux собственный пикап и выводит его на рынок в 1996 году под названием Great Wall Deer. Цена ниже в два раза как оригинала, так и китайских собратьев. А вот качество – на достойном уровне. Исходя из этого, вполне понятно, почему Deer ждал ошеломляющий успех. Причем настолько, что всего через несколько лет Great Wall Industry Company становится крупнейшим производителем пикапов в Поднебесной. Также китайский рынок начинают штурмовать и внедорожники компании. Safe, Sing и Pegasus пользуются успехом из-за низкой цены и хорошего качества.

Поворот на Восток: история бренда Great Wall Motor

Но дальше еще интереснее. Такой коммерческий успех вселяет в общину деревни уверенность, что компания находится в правильных руках. И чтобы поблагодарить директора за все хорошее, в 1998 году они решают приватизировать автопроизводителя (теперь это Great Wall Motor Group Co Ltd.), а Вэй Цзяньцзюню отдать 25% акций. К 2001 году семья Вэй (отец, мать и жена Цзяньцзюня) в общей сложности будут владеть 56%, остальное все еще принадлежит деревне.

Мир легковых автомобилей и свой путь

Great Wall хорошо показала себя в мире пикапов и внедорожников. В 2006 году появляется Hover (сейчас это суббренд Haval), который неплохо проявился на экспорте, в том числе в России. А еще новая платформа Haval использовалась в пикапах второго поколения – Wingle. Но гештальт с легковыми автомобилями все еще не закрыт. И в конце 2000-х годов компания снова полностью погружается в этот рынок – законодательные ограничения тогда ослабли.

Поворот на Восток: история бренда Great Wall Motor

Но появилась другая проблема – собственные возможности в области НИОКР еще не особо развиты. Поэтому вся линейка авто вновь скопирована. Peri – это аналог Fiat Panda, Voleex C10 – Toyota Yaris, Voleex C50 – Honda Civic и т.д. При этом тот же Great Wall Peri приводит к двум искам из-за интеллектуальной собственности. Правда, без особого ущерба для компании. В Китае дело Fiat отклоняется, потому что местный суд не видит проблемы, мол, между машинами достаточно отличий. В Италии же Fiat выигрывает дело – и суд запрещает продажу авто на итальянской территории. Но несмотря на иск, такая модель бизнеса позволила китайской компании охватить весь сегмент компактных и субкомпактных автомобилей на своем рынке.

Тем не менее Great Wall Motor не намерена долго паразитировать на других. Ведь параллельно она развивает свой научно-исследовательский институт и набирается опыта, чтобы через десять лет полностью изменить модель производства. А первым результатом этого стал довольно оригинальной Haval H6, выпущенный еще в 2011 году. Это среднеразмерный внедорожник-кроссовер, который стал хитом компании и самым продаваемым китайским внедорожником. После этого Great Wall Motor увидела будущее в своей оригинальности. В настоящее время компания разрабатывает основные элементы своих автомобилей самостоятельно.

Поворот на Восток: история бренда Great Wall Motor

Какие модели Great Wall Motor представлены в Беларуси

В своей международной экспансии Great Wall успела приобрести заводы в Таиланде и Индии у General Motors и бразильский завод у Mercedes-Benz. Кроме того, компания открыла собственный завод в России. А в целом Great Wall Motor сейчас присутствует в Юго-Восточной Азии, Австралии, Южной Америке и России. К нам компания пришла довольно давно, более 15 лет назад. Потом ненадолго уходила, а в 2021-м вновь вернулась. В прошлом году стало известно, что на белорусском рынке появится бренд WEY с Coffee 01 (по предварительной информации цены будут начинаться от 168 000 рублей) и бренд Tank с двумя моделями – 300 и 500. Ориентировочные цены – от 151 800 рублей и от 230 700 рублей соответственно. Но в большей степени на нашем рынке все же представлен бренд Haval. И вот какие модели доступны сейчас:

  • Haval M6 – от 69 700 рублей;
  • Haval Jolion – от 79 900 рублей;
  • Haval Dargo – от 91 100 рублей;
  • Haval F7 – от 96 100 рублей;
  • Haval F7X – от 97 200 рублей;
  • GWM Poer KingKong – от 104 500 рублей*.

*Цены актуальны на момент публикации.

Поворот на Восток: история бренда Great Wall Motor

Поворот на Восток: история бренда Great Wall Motor

Поворот на Восток: история бренда Great Wall Motor

Ранее мы писали, сколько придется платить за автомобили Haval в кредит.

О каком китайском бренде вы еще хотели бы узнать? Пишите в комментариях!

Источник: abw.by

Комментарии закрыты.