Переработать нельзя выбросить: как в разных странах решают проблему утилизации батарей
Сегодня в мире зарегистрировано около 56 млн электромобилей. Хотя совсем недавно их было в 10 раз меньше. Такой бурный рост вызывает много вопросов, главный из которых: что мир будет делать с использованными аккумуляторами?
4 Июля 2025 0:00 208
Фото использовано в качестве иллюстрации
- Почему рост электромобилей – это проблема
- Каким образом утилизируют аккумуляторы
- Что нас ждет дальше
«Хьюстон, у нас проблема»
Электрические транспортные средства появились раньше автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Этой технологии скоро исполнится 200 лет. Но стать популярными или получить колоссальную поддержку в некоторых странах они смогли относительно недавно. По крайней мере, так кажется. В действительности о росте электромобилей говорят последние лет 10–15. На этом фоне стала возникать и другая тема: а что потом делать с аккумуляторами, которые содержат токсичные вещества и могут быть опасны для окружающей среды и человека при неправильной утилизации или в случае аварии?
О том, что рост популярности электромобилей может привести к большой проблеме утилизации аккумуляторов, говорили еще 8 лет назад. В 2017 году в мире было зарегистрировано около 3 млн «электричек». И предполагалось, что к 2030 году эта отметка достигнет 140 млн. Соответственно, бум электромобилей может привести к тому, что 11 млн тонн отработанных литий-ионных батарей будут нуждаться в переработке. Но есть проблема…
На тот момент переработке подлежал мизерный процент литий-ионных аккумуляторов. У этого было сразу несколько причин:
- сложность процесса – переработка литий-ионных аккумуляторов – сложный и дорогостоящий процесс, который требует специализированного оборудования и технологий;
- отсутствие инфраструктуры – в мире не было достаточного количества организаций, которые бы занимались этой переработкой;
- экономическая нецелесообразность – часто переработка является просто экономически невыгодной, ведь стоимость процесса может быть гораздо выше, чем стоимость добытых материалов.
Помимо этого, переработка имеет потенциальные экологические риски, если процесс будет осуществляется неправильно или без соблюдения соответствующих стандартов. Например, некоторые химические вещества и металлы, такие как литий, кобальт и никель, могут загрязнить почву и воду.
Как утилизируют аккумуляторы в разных странах
Раз переработка – это дорого и невыгодно, а с батареями все равно надо что-то делать, остается лишь один вариант – утилизация. Но взять аккумулятор и просто выкинуть его на свалку не получится. Помимо того, что при неправильной утилизации токсичные вещества могут нанести вред окружающей среде и живым организмам, существует риск возгорания и взрыва литий-ионных аккумуляторов. Чтобы этого не произошло, существуют специальные полигоны, которые соответствуют экологическим стандартам. При этом информация об утилизации неперерабатываемых аккумуляторов электромобилей довольно ограничена.
В США такие батареи признаются опасными отходами, а значит, подлежат захоронению на специализированных свалках для опасных отходов в соответствии с Законом о сохранении и восстановлении ресурсов. Такие участки имеют строгие стандарты для предотвращения утечек в окружающую среду. Однако точные данные о количестве литий-ионных аккумуляторов, которые подлежат захоронению, недоступны. Тем не менее, по разным подсчетам, перерабатываются лишь около 50% батарей. Это указывает на потенциальное захоронение остатков.
Подход Европейского союза немного отличается. Согласно Директиве ЕС по батареям (2006/66/EC) захоронение на полигонах промышленных и автомобильных батарей и аккумуляторов, в том числе аккумуляторов электромобилей, запрещено. Кроме того, директива запрещает сжигание таких батарей. Вместо этого компании должны собрать их и переработать для повторного использования. При этом, согласно исследованиям, в 2025 году переработке подлежали только 65% аккумуляторов. И хотя каждый год процент растет, что происходит с остальными батареями – непонятно.
Китай сегодня является крупнейшим рынком электромобилей в мире. В том числе поэтому там реализуются масштабные программы по сбору и переработке аккумуляторов. Кроме того, эксперты утверждают, что Поднебесная уже доминирует на мировом рынке переработки литий-ионных аккумуляторов. В частности, на Китай приходится около 85% мощностей. При этом некоторые аккумуляторы все еще могут оказаться на свалках из-за неправильной утилизации.
Что будет дальше? Мир точно не стоит на месте, и утилизация батарей не исключение. Исходя из растущих цифр переработки, можно ожидать, что в ближайшие годы произойдут технологические прорывы, которые сделают переработку аккумуляторов проще, безопаснее и экологичнее. Кроме того, новые методы могут сделать процесс финансово выгодным. Например, в начале этого года стало известно, что китайские ученые создали инновационную ресайкл-технологию. Благодаря ей из старых литий-ионных батарей можно извлечь 99,99% лития, 96,8% никеля, 92,35% кобальта и 90,59% марганца.
Однако рынок не смотрит на процесс переработки с большим оптимизмом. Хотя долгосрочной целью является достижение высокого уровня переработки литий-ионных аккумуляторов, эксперты сомневаются, что в ближайшем будущем можно будет достичь уровня в 99%, как в случае со свинцово-кислотными аккумуляторами.
Источник: abw.by
Комментарии закрыты.