От «Катюши» до «Тридцатьчетверки»: военная техника, которая привезла Победу
Говоря о Великой Отечественной войне, мы в первую очередь вспоминаем великий подвиг советского народа. Но в честь 80-й годовщины Дня Победы мы решили вспомнить, какую роль в этом сыграла боевая техника.
9 Мая 2025 0:00 139
Фото использовано в качестве иллюстрации
- Почему немцы так боялись «Катюшу»
- Какой советский танк был самым массовым во время Второй мировой войны
- Какой самолет спасал людей из Ленинграда
В этой статье мы расскажем о технике, которая внесла неоценимый вклад в Победу советского народа и за это была увековечена в истории. А еще все это можно увидеть вживую – в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13
Если речь заходит о военной технике времен Великой Отечественной войны, то первой в этом списке всегда будет «Катюша». Она же боевая машина реактивной артиллерии, или коротко БМ-13. Ее разработка началась еще в 1938 году в стенах Реактивного научно-исследовательского института. Тогда же один из его работников, советский инженер Иван Гвай, показал свой проект автономного полевого комплекса на базе ЗИС-5. По его задумке боевая машина должна была скрытно занять боевую позицию, затем за 3–4 минуты осуществлялась подготовка к стрельбе, а сам залп длился несколько секунд. После этого установка должна была покинуть свою позицию и тем самым избежать ответного огня.
Проект был полностью закончен через год, а в 1941-м «Катюша» впервые сразилась с немецко-фашистскими захватчиками на железнодорожном узле Орши. И с тех пор при виде ее враги испытывали лишь страх и ужас. Во-первых, сами немцы прозвали БМ-13 die Stalinorgel, или «сталинский орган». Все из-за воющего и ревущего звука реактивного залпа. Во-вторых, гитлеровские инженеры так и не смогли создать достойного соперника «Катюше», даже при наличии реальных доноров.
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
ГАЗ-АА, или в народе «полуторка», появился в СССР благодаря сотрудничеству Союзов с автомобильной компанией Генри Форда. Но лишь первые советские грузовики собирались по американский чертежам. Буквально после нескольких выпущенных моделей в 1932 году в конструкцию ГАЗ-АА были внесены некоторые изменения. В частности, советские инженеры усилили картер сцепления и рулевой механизм, а также установили воздушный фильтр.
В последующие годы почти половина автопарка Красной армии и внутренних войск НКВД состояла именно из «полуторок» – более 15 тысяч единиц. Несмотря на популярность, к началу ВОВ эта машина считалась устаревшим экземпляром. Тем не менее она была очень полезна и удобна из-за простоты конструкции и неприхотливости к качеству топлива. Что касается эксплуатации, то в основном ГАЗ-АА использовался для переброски войск и грузов, а также в качестве шасси для зенитных пушек и пулеметов.
Командирский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67
Еще одним «боевым» автомобилем был ГАЗ-67, который поступил на вооружение советской армии в 1943 году и был основан на уже устаревшем к тому времени ГАЗ-64. При этом «козлик», как его прозвали солдаты, превзошел не только своего предшественника, но и американские джипы тех лет. В первую очередь он был устойчивее и мог преодолевать более крутые подъемы. Да и по сравнению с зарубежной техникой, советская была не такой прихотливой в обслуживании и ремонте, что давало солдатом большое преимущество в военное и дефицитное время.
По этим же причинам ГАЗ-67 подходил для разных целей: перевозка пехотинцев, раненных и орудий противотанковой артиллерии. Но в основном все же использовался в качестве разведывательного и штабного автомобиля. Однако в отличие от другой техники, ГАЗ-67 активно использовался и в мирное время. Машина «трудилась» в МВД, лесном и сельском хозяйстве, а также во время геологоразведочных работ.
Средний танк Т-34
Самый массовый танк и самый лучший средний танк времен Второй мировой войны. Все это знаменитый Т-34, который был разработан в 1939 году на заводе №183 (Харьковский паровозостроительный завод). Серийное производство началось в июне 1940-го, а к концу года было выпущено 112 танков. Со временем это число росло, а само производство осуществлялось сразу на нескольких предприятиях: №183, №112 «Красное Сормово», Сталинградский тракторный завод, Челябинский тракторный завод, Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ). При этом каждое предприятие вносило свои изменения в конструкцию танка, учитывая собственные технологические возможности. А в общей сложности за время ВОВ было выпущено более 60 тысяч Т-34, включая разные модификации.
Если говорить о военных заслугах, то около тысячи машин были потеряны буквально в первые две недели боев. Среди причин называют неудачную дислокацию мехкорпуса, плохо обученные экипажи и отсутствие ремонтно-эвакуационных средств. Тем не менее даже с такими потерями самый популярный советский танк показал превосходство над немецкими машинами. А после играл решающую роль во многих наступательных операциях СССР.
Тяжелый танк ИС-3
Со временем боевая мощь и эффективность Т-34 упала. Особенно на фоне появления немецких танков «Пантера» и «Тигр», которые имели сильную противоснарядную броню. Кроме того, во время Курской битвы техника нацистской Германии вела огонь с дистанции в 1500 метров, советская техника еле преодолевала 500–600 метров. Тогда советские инженеры улучшили уже знаменитую машину и создали Т-34-85. Активная работа велась и по тяжелым танкам, ведь к 1944 году Германия имела на вооружении «Пантеру-II» и «Королевского тигра».
Все это ознаменовало появление новой боевой машины – ИС-3. Ее разработка началась в 1944-м, а через год было создано 25 машин. Однако побывать на поле боя ИС-3 так и не успел. На момент подписания Акта о капитуляции Германии все танки ожидали своего часа на заводе. Тем не менее своим существованием ИС-3 обязан другим танкам советской армии, в частности ИС-2. При этом именно ИС-3 определил лицо отечественного послевоенного танкостроения на многие десятилетия вперед.
Военно-транспортный самолет Ли-2
Последним на нашей виртуальной экскурсии будет не машина, а… военно-транспортный самолет Ли-2, который смело можно назвать «рабочей лошадкой» советской армии. На протяжении нескольких лет он использовался в качестве транспортно-десантного и санитарного самолета, а также был бомбардировщиком. При этом история Ли-2 началась в 1930-х годах в США, когда американская компания создала двухмоторный пассажирский самолет DC-3. А вскоре после этого советская делегация посетила производство и приобрела соответствующую лицензию.
Однако на тот момент создание такой машины было довольно трудоемким занятием для СССР. Даже на этапе перевода всех техдокументов из дюймовой системы в метрическую. Но к 1942 году все работы были завершены, а самолет отправился на фронт. Во время ВОВ это был универсальный солдат, который принимал участие во многих крупных военных операциях. Кроме того, Ли-2 забирал раненных, перевозил грузы и помогал партизанам. Но самый большой вклад был внесен во время блокады Ленинграда. Именно этот самолет создал «воздушный мост», благодаря которому из осажденного города смогли выехать дети, женщины, ценные специалисты, а также минометы и орудия, которые все еще производились на ленинградских заводах.
С Днем Великой Победы!
Источник: abw.by
Комментарии закрыты.