На стиле: итальянская «модница» Lancia Ypsilon отмечает 40-летие

Популярная в прошлом итальянская марка Lancia несколько лет назад находилась фактически на грани исчезновения. До вхождения в состав огромного концерна Stellantis удержаться на плаву и спастись от забвения ей позволила одна модель – «малютка» Ypsilon. За 40 лет выпуска она нашла более трех миллионов покупателей.
13 Июля 2025 0:00 155

Фото Lancia
С появлением нового поколения хэтчбека у легендарного бренда появился шанс на «перезагрузку».



Официально у Ypsilon пять поколений. История этой машины возвращает нас в 1985 год, когда на Женевском автошоу был представлен хэтчбек Y10.

Любая официальная история, как известно, пусть и немного, но искажена, «припудрена» и приукрашена, но именно Y10 в компании Lancia принято считать первым поколением «Ипсилона».
От Y10 до Ypsilon



Вместо имени собственного в качестве рыночного названия модели было решено использовать внутренний заводской индекс. При длине всего 3,39 м хэтчбек имел достаточно богатую для своего сегмента отделку интерьера, в том числе и обшитые алькантарой сиденья (впрочем, многие сетовали и на противно-кислотный запах пластика в салоне). Маленькая «трехдверка» преподносилась как более элегантная и утонченная альтернатива Fiat Panda, на базе которой, собственно, Y10 и был создан.

К слову, Y10 продавался и под маркой Autobianchi, которая возникла в 1955 году как СП Fiat, Bianchi и Pirelli. Базовым мотором для Y10 была «четверка» FIRE объемом 1 л – она развивала 45 л.с. и могла разгонять автомобильчик массой 775 кг до максимальных 152 км/ч. Самой мощной в гамме была версия Y10 Turbo (85 л.с.). За 10 лет продажи весьма миловидной машинки достигли миллиона единиц – с прекращением производства Y10 ушла в историю и Autobianchi.




Преемник появился в 1995 году. И цифры «10» в названии уже не было – осталась просто одна буква Y (т.е. «ипсилон»), которая вписывалась в номенклатуру Lancia, увлекавшейся греческим алфавитом. За основу была взята платформа Fiat Punto первого поколения. В длину Y стал заметно крупнее предшественницы – от носа до хвоста насчитывалось 3,72 м. Моторная линейка включала «четверки» 1.1, 1.2 и 1.4 мощностью от 55 до 85 л.с.

Особняком в гамме Y стояла «разогретая» модификация Elefantino Rosso («красный слоник») с перенастроенным на спортивный лад шасси – весил такой хэтчбек 910 кг, первую «сотню» разменивал за 10,9 секунды и мог развивать максимальную скорость 177 км/ч. За восемь лет производства Y разошлась тиражом около 800 000 экземпляров.
Дамский угодник



Следующее поколение городской «малютки» Lancia дебютировало в 2003 году. Именно с того момента вместо сухой греческой литеры Y на машине и красуется надпись целиком – Ypsilon, курсивом и с прописной буквы. Разработанный на базе второго поколения Punto хэтчбек продолжил традицию предшественников – т.е. маленького, но яркого городского автомобиля с высоким уровнем комфорта, адресованного в первую очередь женской аудитории.


На Ypsilon устанавливали два новых двигателя – 1,4-литровый 16-клапанный бензиновый мотор (95 л.с.) и турбодизель 1.3 Multijet, доступный в нескольких вариантах форсировки (от 70 до 105 л.с.). С 2004 года для хэтчбека стали предлагать двухцветную окраску кузова, а в 2006 году Ypsilon претерпел небольшой рестайлинг.
Неувядающий Ypsilon


В 2011 году в Женеве был представлен Ypsilon четвертой, согласно официальной легенде, генерации. Со сменой поколений хэтчбек, разделивший платформу с Fiat 500, обрел дополнительную пару дверей и получил польскую прописку – производство перенесли из Италии на предприятие Fiat в Тыхы.


Вскоре после обновления 2015 года ввиду низкого спроса из гаммы был исключен дизель. В 2020 году Ypsilon начал гибридизацию марки Lancia. Помимо 900-кубового двухцилиндрового мотора и 1,2-литровой атмосферной «четверки» на машину ставилась и мягкогибридная установка в составе трехцилиндрового 70-сильного двигателя 1.0, дополненного 12-вольтовым стартер-генератором с ременным приводом.

С момента дебюта пятидверного Ypsilon славная итальянская марка медленно угасала: продажи падали, а модельный ряд в итоге сократился до одной-единственной машины. География продаж «усохла» до одной Италии, хотя объемы сбыта «пятидверки» длиной 3,84 м в родных стенах оставались неплохими – представленная лишь одной немолодой моделью Lancia порой умудрялась обгонять по продажам Alfa Romeo, ряд которой к тому времени уже пополнился кроссовером Stelvio. Лишь благодаря успеху Ypsilon у себя на родине легендарный бренд не канул в Лету.
Эпоха возрождения?


Нынешнее поколение Ypsilon дебютировало в феврале прошлого года – эта небольшая машина теперь доступна и в виде электромобиля. Новые управленцы из Stellantis вряд ли рассчитывали на ажиотажный спрос, но перезапуск подконтрольной им Lancia пока идет ни шатко ни валко. Поэтому уже всего через год после выхода на рынок новый Ypsilon получил небольшую порцию технических обновок.


В этом году начнутся продажи хот-хэтча Ypsilon HF. Он предназначен для гражданского рынка, но план развития Lancia предусматривает и возвращение «бегущего слоника» в ралли. Немудрено, поскольку итальянская марка является одной из самых титулованных в раллийном мире – фанаты помнят такие легенды, как Lancia Stratos или Delta HF Integrale. Гоночная Ypsilon Rally4 HF уже участвует в монокубке Trofeo Lancia и чемпионате Италии по ралли, а в следующем году выйдет на старт европейского первенства (ERC).

В общем, Lancia с новым Ypsilon только-только вернулась в гонки – в надежде, что это позволит ей продавать больше дорожных машин, как в старые добрые времена. Но победы нужно еще завоевать – а до тех пор поклонники Lancia вынуждены жить прошлым.
Источник: abw.by
Комментарии закрыты.