Мы не заметили, как автомобили стали для нас гаджетами: мнение
Мы этого не замечаем, но за последние пару десятков лет наша жизнь кардинально изменилась. А вместе с ней поменялось и отношение к автомобилям. Для многих из нас из предмета вожделения, «священной коровы» они превратились в обычные гаджеты, такие же как ноутбуки и смартфоны.
9 Мая 2025 0:00 135
Фото автора и из архива редакции
Машины меняются вместе с окружающим миром
30 лет назад мы поглощали информацию из телевизоров, радиоприемников и газет. Потом стали читать любимые сайты, которые оставляли в браузере в виде прикрепленных вкладок, угорали с цитат на «Башорге», общались в IRC и «Аське», а фильмы с сериалами скачивали из локальных сетей. Развитие высокоскоростного интернета, появление смартфонов и новых способов подачи информации привело к радикальному изменению процесса потребления контента. Телевизор теперь нужен для того, чтобы смотреть YouTube на большом экране, а традиционные телеканалы включаются только для просмотра хоккея и футбола в прямом эфире. На смену открытым во вкладках сайтам сначала пришел Google Discover, предлагающий чтиво на основе интересов пользователя, а потом случилось перетекание аудитории в «Телегу» с «Инстой» и «ТикТоком», под которые многие засыпают и просыпаются, тратя массу времени на совершенно бесполезный контент и принимая за истину чаще всего то, что истиной не является. Во многом мы стали рабами смартфона и интернета – они как наркотик, отмена которого вызывает ломку.
А ведь уже выросло поколение, для которых «Баш», IRC или «Аська» – совершенно неизвестные термины, а газета – что-то сродни берестяной грамоте. Дети середины нулевых не представляют своей жизни без смартфона и разговоров с Алисой. Они не помнят не только дисковых стационарных телефонов, но зачастую и кнопочных мобильных. Sony Ericsson K750i, Motorola RAZR – что это вообще? Для них тапы и свайпы по экрану проще и понятнее нажатий на какие-то физические кнопки.
Но нет, я не буду ныть и говорить, что раньше было лучше. Не было. Сейчас стало проще и удобнее, доступ к информации можно получить буквально в любой точке мира, как и выполнить свою работу. Навигатор «Яндекса» вместе с картами «Гугла» сделали простым и понятным перемещение по незнакомым городам. Онлайн-переводчик здорово помогал нам во время поездки в Китай, где информацию на английском можно найти разве что в туристических местах. А голосовые просьбы к Алисе включить ту или иную песню стали привычной частью моего процесса приготовления ужина.
А ведь мне 39 лет, и совсем недавно разговоры с колонкой или машиной казались для меня чем-то диким. Но с появлением Ford Focus я начал учиться говорить с неодушевленным предметом, ведь внезапно выяснилось, что голосовой запрос позвонить тому или иному человеку однозначно удобнее, чем поиск контакта в списке через экран. При этом температуру «климата» я продолжал регулировать руками – в «Фокусе» так было проще. Но лиши меня «крутилки» – и не исключено, что я стал бы просить машину сделать теплее или холоднее, выставить определенную температуру при помощи голосовых команд.
Для молодежи такая механика взаимодействия абсолютно естественна: сенсорный дисплей понятнее набора механических кнопок, управление голосом – нормальный процесс. Старшему поколению в этом плане сложнее, ведь у нас есть бэкграунд в виде давно сформированных пользовательских привычек: нам нужно вращать «крутилки» и нажимать кнопки, ведь именно так мы поступали 15, 20, 40 лет назад. Но за эти годы многое вокруг изменилось, в том числе и машины.
Интеграция в интернет вещей
Постоянные читатели помнят, что я долгое время хейтил сенсорную эргономику. Но во время теста подержанного Kia Carnival первое, о чем подумал, сев в эту машину: зачем здесь такое количество кнопок? Мы по привычке считаем, что управление «климатом» через экран неудобно. О чем это говорит? О плохой работе климат-контроля в той машине, где им приходится управлять. В идеальном мире его нужно один раз настроить и забыть. И тогда какая разница, есть физический блок управления или нет, если ты к нему все равно не прикасаешься!? Мультимедиа? Регулировка громкости и переключение треков есть на руле, и в большинстве ситуаций ничего другого не надо. По сути, единственная кнопка, которая всем нужна в физическом исполнении – это «аварийка». А остальным клавишам и «крутилкам» многие предпочтут беспроводную зарядку, чтобы смартфон не разряжался в процессе воспроизведения музыки по Bluetooth.
И знаете, чего мне сегодня не хватает в моей нынешней машине? Того самого голосового управления и нормального Android Auto, а лучше – встроенных сервисов «Яндекса». Искать нужный контакт в списке вызовов приходится во время остановок на светофорах, ведь озвучить, кому нужно позвонить, я не могу, а отвлекаться на экран при движении – так себе затея. Топографическим кретинизмом не страдаю совершенно, но когда оказываешься в малознакомом городе, так или иначе приходится прибегать к навигации, и лучше бы она была на экране мультимедиасистемы. А ведь лет пять назад все это казалось совершенно ненужным. Музыка с флешки играла – и отлично.
Но к удобному быстро привыкаешь, хочется, чтобы оно сопровождало тебя и в машине. Автомобили стремительно интегрируются в интернет вещей, по сути, становясь еще одним гаджетом, облегчающим нашу жизнь, тесно связанным с другими гаджетами. Сегодня машину, как робот-пылесос, можно запустить со смартфона или настроить автоматические сценарии. Завтра она начнет анализировать твои действия и повторять их самостоятельно, например, включая обогрев сидений при отрицательной температуре, если ты сам его не включаешь. Тогда физические кнопки в салонах уж точно станут никому не нужным атавизмом. А может, атавизмом станут и водители…
И чем дальше заходит этот процесс, тем больше мы сами начинаем воспринимать автомобили как гаджеты. Гаджеты, при выборе которых на первый план выходит оснащение современными «плюшками», а не конструкция двигателя или ездовые качества. Большинству не важно, «вкусно» или «невкусно» управляется авто, большинству фиолетово наличие или отсутствие гидрокомпенсаторов в двигателе, большинству нужна возможность включить в машине YouTube и вывести навигацию на «приборку». А технические нюансы и долговечность узлов и агрегатов пускай волнуют тех, кто будет покупать машины подержанными и ремонтировать их по истечении срока гарантии.
И если взглянуть на автомобили как на гаджеты, можно легко понять многие процессы, происходящие на рынке. «Электрички» набирают популярность, ведь их пользователи не видят проблемы в том, чтобы поставить гаджет на зарядку. А помните, как лет 10 назад многие заказывали на AliExpress смартфоны Xiaomi, потом занимались их разблокировкой, русификацией и кастомизацией? Теперь мы наблюдаем то же самое в сегменте автомобилей-гаджетов: люди заказывают себе китайские гибриды и электромобили, устанавливают на них кастомные прошивки от местных умельцев и получают современную хорошо оснащенную машину за существенно меньшие деньги, чем могут предложить плюс-минус то же европейские, японские, корейские или американские производители.
Да, без гарантии, да, в ездовых нюансах «европейцы» или «японцы» все еще лучше (хотя сегодня это не точно – смотря какую китайскую марку взять). Но ведь «китайцы» гораздо дешевле, а пропасти между лучшими образцами автопрома Поднебесной и продукцией давно привычных нам марок уже нет и в помине. Зато есть «электрички» Xiaomi – как еще одно напоминание, что автомобили превратились в гаджеты.
И в этом превращении можно увидеть как множество плюсов, так и массу минусов. Пишите в комментариях, что думаете по этому поводу.
Источник: abw.by
Комментарии закрыты.