Как настоящий, только в 10 раз меньше и дешевле: рассказываем все про мини-дрифт в Беларуси
Разгон, постановка – и обе машины летят в заносе бок о бок. Но дыма нет, а под колесами… ковер! Это RC-дрифт, где соревнуются на радиоуправляемых моделях, а управляют ими взрослые бородатые дядьки. ABW разбирался в основах этого спорта.
2 Июля 2025 0:00 183
Фото автора
«Это ненапряжное хобби, как рыбалка»
RC-дрифт в Беларуси не в новинку – его начали проводить чуть больше десяти лет назад. На пике в гонках ехали больше 40 участников, а этапы проводились на территории столичных торговых центров.
Если отцом большого белорусского дрифта можно считать Айка Симоняна, то RC-дрифт в стране развивал Денис Белянин. О таких соревнованиях он узнал из роликов YouTube, загорелся, вместе с другом детства купил пару машин – и понеслось. Правда, со временем интерес стал снижаться:
«Честно говоря, у меня появились более «взрослые» интересы, – признается Денис. – Я купил Nissan Silvia, поехал в PRO2-дрифте, организовывал соревнования Matsuri… На RC-дрифт уже не хватало времени и запала. Я все ждал, что придет молодая кровь и начнет проводить гонки. Но ее не было, поэтому со временем все просто развалилось».
Пауза подзатянулась, про RC-дрифт забыли на пять лет. Но в прошлом году старая гвардия собиралась на отдельные гонки, а в 2025 году устраивает многоэтапный Кубок Минска. Теперь гонки организует Ян, а Денис тоже в тусовке, но как участник. Заодно он помогает продвижению в соцсетях.
«Можно сказать, что мы не наигрались, – иронизирует Денис. – У нас в участниках бородатые мужики и дети, а посмотришь RC-дрифт в Японии, так там седые старики! Можно сказать, что это такое ненапряжное хобби, как рыбалка».
Сейчас у RC-дрифта снова появился свой дом – удалось договориться с руководством стадиона «Динамо», и участникам выделили отдельное помещение для тренировок. А этапы они проводят во время крупных мероприятий. Например, третья гонка в сезона прошла во время фестиваля Japlane, а соревнования понемногу прибавляют в массовости – уже удалось собрать больше 10 человек.
«Новичкам не советуем брать все самое дорогое»
Формат RC-дрифта такой же, как в большом дрифте: сначала тренировки, потом квалификация и парные заезды на вылет. Участникам точно так же дается судейское задание (читай: траектория, которой нужно придерживаться), а во время парных заездов судьи оценивают езду пилотов и решают, кто пройдет в следующий раунд. Кстати, судят или настоящие дрифтеры, или фанаты езды боком.
Скорости в заездах небольшие, в районе 30–40 км/ч, но выше и не надо – трасса узкая и короткая. Если дать волю, то машинки могут разогнаться и до более серьезных значений. Каких-то ограничений по техническим требованиям нет, а шины расходуются не так активно, как в большом дрифте. Но есть условие: все должны использовать шины для моделей DS3 Racing Competition III LF-3. Неужели это на что-то влияет?
«Да, очень сильно влияет, – серьезно отвечает Ян. – На более мягкой резине скорость может быть заметно выше, но ты при этом даже не сможешь запустить машину в занос, она будет нестись под 80 км/ч. Поэтому нужно искать баланс, чтобы была и скорость, и при этом оставалась управляемость».
Управляют моделями с помощью пульта: колесико в верхней части – это руль, а курок – это и газ, и тормоз, и ручник, и задний ход в зависимости от того, в какую сторону и насколько сильно давить. Пульты различаются по функционалу и стоимости – разница в том, сколько настроек доступно, какой экран и т.д.
В большом дрифте существует масса способов, как бросить машину в занос: «клатчевание» (игра сцеплением), ручник, движения рулем; да даже можно просто давить газ, если автомобилю хватает мощности, и скользить в так называемом пауэрслайде. В RC-дрифте ситуация схожая: можно заставить машинку ехать в заносе одним газом, а где-то нужно и условный ручник дернуть.
Но знаете, что самое впечатляющее? Здесь есть не только простые и по сути пластмассовые модельки (вместе со стоимостью пульта они обходятся в районе $600), так и карбоново-алюминиевые шасси за 2000! У них полностью работающая подвеска, как в настоящих машинах: можно настраивать жесткость пружин, развал-схождение, кастор и прочие вещи. Все максимально серьезно!
«Новичкам я не советую сразу покупать все самое дорогое – в этих настройках очень легко запутаться и полностью испортить управляемость. Даже я на эти грабли наступал! – признается Ян. – А как-то раз брал желтую Supra у Егора, нашего новичка. У него простая пластмассовая модель – и как же классно она едет, как ей легко управлять!
В более дорогих шасси уже есть разница – например, в развесовке. Кто-то любит, чтобы больше массы приходилось на переднюю часть, кто-то – на заднюю. Еще можно настроить электронику для регулировки оборотов. Моторчики используются трехфазные, работают гироскопы, все можно настраивать даже через телефон по Bluetooth или через компьютер.
Аккумуляторы почти у всех небольшие, так называемые шортпаки. Они емкостью где-то от 4000 до 5000 мА∙ч. Поскольку в дрифте нет большой нагрузки, нет зацепа, то заряда хватает от часа до двух. Но на всякий случай ребята едут квалификацию на одной батарее, а на парные заезды меняют ее на другую – для уверенности, чтобы ничего не село в решающий момент».
Кузов – вот где каждый участник может выделиться. В отличие от взрослого дрифта, здесь можно заставить дрифтить все, что угодно, и на это не нужно будет тратить десятки тысяч «зелени». В RC-дрифте участвуют разные машины, от Porsche 911 до Tesla Model 3.
Конечно, это просто пластиковый кузов, имитирующий реальный автомобиль. Зато его можно раскрасить как угодно: нанести логотипы компании-партнера, какие-то забавные надписи или скопировать реальную ливрею дрифт-каров из топ-дивизиона чемпионата Беларуси. Уже загорелись и хотите попробовать? Но все не так просто!
«В Беларуси купить модель и пульт можно только из чьих-то рук, специализированных магазинов нет, – объясняет Ян. – Есть второй вариант – поискать в России на барахолках. Там RC-дрифт чуть более развит, в запасах у людей есть модели. А третий вариант – это Китай. Есть сайты, откуда в Беларусь все без проблем доставляется за 2–3 недели. Кузов там можно найти, например, за $100–150, но доставка вытянет еще 50.
Какой вариант надежнее и лучше? Как правило, быстрее привезти из России, но там любят прикручивать к цене что-то свое и на этом зарабатывать. Из Китая получается дешевле, но придется подождать».
«Ковер – самое универсальное покрытие»
Третий этап Кубка Минска прошел во время фестиваля японских автомобилей Japlane – идеальное место, чтобы подрифтить! Но внезапно свои коррективы внесла погода, а точнее – ветер: машины легкие, весят чуть больше килограмма, и порывы ветра иногда как помогали участникам, так и «сдували» их старания. Гонка проходила на ковре, а не на асфальте или поверхности беговых дорожек. Почему?
«Есть три вида покрытия для RC-дрифта: это ковер, плитка и асфальт, – объясняет Денис. – Асфальт хуже всего, по нему убиваются и шасси, и покрышки, и все остальное. Ковер – самое универсальное покрытие: мы можем приехать на любую площадку, положить его, и будут одинаковые условия. Еще есть вариант с плиткой, он чуть ближе к японской теме: там скорости ниже и парные заезды плотнее. Это по-своему круто, но у нас такое реализовать проблематично. Если бы везде была одинаковая плитка, то мы бы ездили по плитке».
Денис до топ-4 дойти не смог – его выбили из сетки на стадии топ-8. Плотнее всего ехали в финале, в нем сошлись Ян на Nissan Z400 и Женя на розовом Porsche 911. Победителя удалось определить не сразу – судьи проголосовали за ОМТ, т.е. перезаезд. В нем сильнее был Ян. Подиум дополнил Ваня на Tesla Model 3.
Где и когда пройдет следующая RC-гонка? Ждите анонсы в соцсетях организаторов RC Drift.by! Но предположим, что где-то по осени, поскольку летом труднее собрать участников из-за отпусков.
Источник: abw.by
Комментарии закрыты.