Хаотичное движение, коровы и море впечатлений: пять дней по Грузии на арендованном авто
Сегодня уже никого не удивишь путешествием из Беларуси в Грузию – преодолеть пару тысяч километров к берегу Черного моря в принципе несложно. Однако долгая дорога за рулем – это не всегда и не для всех синоним хорошего отдыха. В то же время автомобиль и не привязывает к одному месту и дает свободу, что очень важно, когда хочется не просто пляжного «ничегонеделания».
5 Июля 2025 0:00 403
Фото автора и из сети Интернет
В Сакартвело – именно так называют свою страну грузины – мы отправились спустя два года после первого посещения. Тогда, в первый раз, мы просто словили дешевые авиабилеты и летели буквально наобум: в самолете набросали примерный план путешествия и, арендовав машину, отправились по маршруту Сигнахи – Тбилиси – Мцхета – Гори – Батуми. Неделю колесили по Грузии, прониклись местным колоритом и поняли, что хотим вернуться сюда еще раз.
И в начале июня этого года следующий раз настал. Из подготовки: покупка билетов по маршруту Минск – Кутаиси – Минск. Вопрос о том, арендовать автомобиль в Грузии или нет, даже не стоял, ибо для нас время в путешествии дороже денег и хочется по максимуму выжать все из тех пяти суток, которые у нас были на поездку. Маршрут особо не составляли. У нас было только два обязательных пункта: накупаться вдоволь в море и побывать в Кутаиси, а там как карта ляжет.
Сюрпризы начинаются с аэропорта…
Автомобиль не в первый раз бронировали заранее онлайн через сервис localrent.com. С нас взяли 15% при оформлении заявки, остальную сумму мы отдали на месте наличкой. В среднемтсутки аренды обошлись в $33. К слову, в вопросе аренды авто действует такой же принцип, как и при покупке билетов: чем раньше бронирование, тем дешевле. Ближе к нужной дате цена ожидаемо подскочит, а более-менее оптимальные варианты могут быть заняты. Особенно это нужно учитывать, если арендуешь автомобиль в сезон, самый пик которого традиционно приходится на август.
Еще играет роль длительность аренды: чем длиннее срок, тем выгоднее получается. Классный момент, что при аренде авто не нужно вносить депозит. А еще в Грузии не требуют наличия водительских прав международного образца. Но обязательно наличие физического водительского удостоверения с действительным сроком действия: ездить с копиями или электронными правами запрещено. Для оформления брони потребуются два документа: в/у категории В и паспорт.
Единственное ограничение – по возрасту и опыту в зависимости от выбранного автомобиля. Например, есть предложения, где требуется водительский стаж от 3 лет и возраст в районе 23–60 лет, а где-то требования минимальные – от года и от 21 до 100 лет соответственно.
Ну, и не следует забывать о требованиях, которые продиктованы как агрегатором, так и правилами хорошего тона: автомобиль возвращается чистым и с таким же уровнем топлива в баке.
В Грузии, кажется, все голосуют за Toyota. Автомобилей именно этой марки больше всего предлагают в аренду, да и на местных дорогах их хватает. Особой любовью у местных пользуется гибридный Prius – многие отдают ему предпочтение за экономичность. В пробках, которыми славится Тбилиси и Батуми, это актуально.
Заказать авто, кстати, можно прямиком в аэропорт – за это придется выложить дополнительные $25. Мы решили, что оно того стоит: примерно через полтора часа можно припарковаться у ближайшего пляжа и освежиться после долгой дороги. Хотя 4 часа полета кажутся не такими и продолжительными, в сравнении с сутками за рулем, если ехать в Грузию из Беларуси своим ходом.
По прилету в Кутаиси нас ждал сюрприз – вместо заказанной и более молодой Toyota Corolla (именно ее можно было арендовать по более-менее адекватной цене в последний момент) нас ждала Toyota Camry SE 2014 года. Но генацвале из местной компании нас уверили, что аренда этой модели стоит дороже, а они, так и быть, отдадут ее по ранее оговоренной цене. «Бог с вами, берем, что есть – уж хочется побыстрее горячего шашлыка и хачапури, а не это вот все», – подумали мы и направились в сторону моря.
Да, еще. Парковка у аэропорта платная – 1 лари за час, это примерно 1,3 белорусских рубля. Монетки заботливо подготовил и оставил в салоне авто представитель сервиса.
Забегая вперед, отмечу, что «Камри» хорошо проявила себя на грузинских дорогах: шла плавно, не стопорила на подъемах, которыми так богаты горные дороги. Еще момент: у этого автомобиля неплохая подвеска, благодаря чему он отлично справляется с поглощением дорожных неровностей, обеспечивая комфортную езду. Легковушка хорошо набирала скорость по трассе и уверенно держала курс. В целом, абсолютно понятна такая сильная любовь местных к японскому автопрому.
Машину мы взяли на пять дней – с таким расчетом, чтобы не только тусить на одном пляже, но и посмотреть окрестности Аджарии. Этот регион удивителен тем, что сочетает в себе субтропики побережья Черного моря с горными вершинами Аджарского хребта, где более сухой и прохладный климат.
Начало июня на грузинских морских курортах еще не сезон. Как рассказали местные, в прошлом году первый месяц лета был дождливым и холодным, поэтому стал настоящим разочарованием для приехавших отдыхающих. Нам же повезло: погода в Кобулети, где мы решили остановиться, была прекрасной, и даже море успело прогреться до 23 градусов, если верить «Яндексу».
Опять же из-за несезона вариантов съема жилья было достаточно много и по приятным ценам. Как говорится, Booking в помощь. Мы нашли студию с мини-кухней и кондиционером примерно в 250 метрах от пляжа. За четверо суток отдали 100 лари – это в районе 120 белорусских рублей. Примерно столько же, как за ночь в квартире в Лиде в прошлом году.
От аэропорта Кутаиси до Кобулети – 100 км. Первоначально мы хотели заехать по пути в Самтредиа, чтобы перекусить и купить местную сим-карту. Но в аэропорту плохо ловил Wi-Fi, поэтому оформили симку Silknet на месте – за 7 дней безлимитного интернета отдали 15 лари. Поэтому, забрав авто, решили ехать сразу к морю. На грузинских дорогах адаптировались быстро, ехали по навигатору. Единственный нюанс: нужно быть внимательным на поворотах – съезд не туда здесь может стоить пару лишних километров пути.
По дороге нам встречалось много автовозов, которые из порта Поти тянули машинки, что приплывают сюда из Америки, Канады и других стран. Цены на машины здесь не чета нашим.
О достопримечательностях и особенностях национального вождения
На запрос, что посмотреть в Аджарии, Google выдает свыше 30 мест. Чтобы посетить их все, нужна как минимум неделя. Одна из визитных карточек региона – арочные мосты, количество которых приближается к трем десяткам. Самый известный – Махунцети, который находится в 30 км от Батуми, рядом с одноименным водопадом. Этот мост наиболее древний: его возвели примерно в XII веке, и он самый популярный. Мы же решили поехать в менее туристическое место – в село Хуцубани, где есть одноименный арочный мост. Тем более, что это всего в 20 минутах езды от Кобулети.
Хуцубани имеет несколько отличий от других арочных мостов. Во-первых, его точно не построили по приказу царицы Тамары, так как он гораздо моложе. Это сооружение датируется 1924 годом. Во-вторых, он возведен из базальта и железобетона, а не из горных камней, скрепленных известняковым раствором. И да, этот арочный мост – детище не местных умельцев, а итальянского архитектора Августу Верци. Именно он и создал проект переправы через бурную горную реку Кинтриши.
Полюбовавшись местными пейзажами, продолжаем путь. Следующая остановка – крепость Петра. До нее 14 км и один железнодорожный переезд. Здесь, кстати, увидели местную фишку – обгон на переезде. У нас такой финт чреват штрафом и даже лишением прав, а здесь же вполне нормальное явление. А как узнать, что за рулем авто на грузинских номерах белорус? Конечно, он останавливается перед ж/д переездом!
Особенности национального вождения – постоянно сигналить, приветствуя знакомых, останавливаться на дороге, чтобы пообщаться друг с другом. Плюс ко всему здесь довольно хаотичное движение и минимальное количество дорожных знаков. Что говорить, даже в Кутаиси чисто по наитию мы поняли, что дорога, на которую хотели свернуть, односторонняя. Ни одного предупреждающего об этом знака не было.
Пешеходы – это отдельная тема. Часто перебегают, где хотят, а водители, кстати, не спешат притормаживать на пешеходных переходах. Было, правда, пару раз, что пропускали – но за рулем были отнюдь не грузины. А вот на местных узких дорогах между населенными пунктами могут вальяжно прогуливаться коровы, а то и вообще развалиться на проезжей части. Пару раз в пути пришлось резко тормозить еще и потому, что на дороге появлялись кабаны – нет, не дикие, а раскормленные домашние хряки.
…Возвращаемся к крепости. Она, возведенная на возвышенности прямо у берега моря, известна еще с византийских времен. Считается, что Петру основал император Юстиниан I в VI веке. Потом на протяжении многих веков крепость переходила из рук в руки персов, византийцев, турков, параллельно разрушаясь и отстраиваясь вновь. Последнее перевоплощение произошло во времена Советского Союза: здесь появился каркас из колонн, поддерживающий стеклянные окна лимонария. Местный гид-грузин негодовал: какое посредственное применение придумали коммунисты для древней крепости!
Сейчас же здесь ведутся археологические раскопки. Одновременно музей принимает посетителей, которые могут увидеть не только останки былого величия цитадели – руины дворца, хозяйственных построек и фундамент базилики VI–VII веков – но и шикарные виды, открывающиеся с обзорной площадки.
Недалеко от крепости есть красивый галечный пляж с лазурной водой. К нему ведет довольно живописная дорога вдоль бамбуковых зарослей и пальм.
В гости к фламинго и… The Beatles
Дендрологический парк Шекветили и парк музыкантов – в числе самых популярных, можно даже сказать попсовых достопримечательностей в окрестностях Кобулети. Всего 15 км в пути, и вы на месте.
Конечно, этот дендропарк достаточно спорный. Это, по сути, частное владение местного олигарха, но его могут посетить все желающие бесплатно. Однако о том, что ты все-таки в гостях, будут напоминать таблички и заборы под напряжением.
Парк, конечно, очень красивый. Здесь собрана уникальная коллекция растений со всего мира – это более тысячи видов, в том числе гигантские деревья, которым по несколько сотен лет. Последние собирали по всей Грузии, выкорчевывали и привозили в Шекветили. В 2016 году в сети появлялись кадры, как по Черному морю плыло дерево в полный рост – ради транспортировки очередного гиганта временно перекрывалось движение. Вот такие причуды у местного олигарха.
Есть в дендропарке и животные. На озере живут розовые фламинго и аисты, в вольерах – павлины, цапли и прочие птицы, а чуть подальше – лемуры и редкие птицы: туканы, гиацинтовые ара.
После прогулки обязательно посещение пляжа Капровани – он, в отличие от Батуми и Кобулети, песчаный и черный за счет высокого содержания магнетита, который в большом количестве имеется в вулканических породах, а сюда принесен горными реками. Многие приезжают на местные курорты Уреки и Магнетити из-за целебных свойств этого песка.
Рядом с дендропарком – концертный зал Black Sea Arena и парк музыкантов. В эвкалиптовой роще разместились 37 скульптур, посвященных как выдающимся грузинским, так и мировым знаменитостям. У каждой из них – динамик, из которого льются хиты всех времен и народов. Реваз Лагидзе, Себастьян Бах, Майкл Джексон и Эдит Пиаф – здесь причудливо переплетаются культуры и эпохи.
Работает парк, кстати, круглосуточно – и по-своему прекрасен и утренней порой, и поздним вечером.
Все дороги ведут в… Батуми
От Кобулети до Батуми всего 30 километров. Столица Аджарии подходит для тех, кто предпочитает «цивильный» отдых – не только с походами на пляж, но и в рестораны, с шопингом и активной ночной жизнью.
Батуми напоминает двуликого Януса, где архитектура конца XIX века сочетается (не всегда органично!) с ультрасовременными небоскребами. В конце двухтысячных город начал активно застраиваться и превратился в этакий Дубай по-грузински. Однако Батуми не был готов к таким масштабам – здесь явно не хватает парковочных мест, а узкие улочки не справляются со значительно возросшим потоком транспорта. Город задыхается в пробках, поэтому автомобилисту здесь некомфортно. Возможно, это субъективное мнение человека, дважды побывавшего в Батуми. Но такую точку зрения слышали и от местных жителей.
Ботанический сад, дельфинарий, площадь Европы и известная многим скульптура Али и Нино – вот топ достопримечательностей Батуми. К этому стоит добавить прогулку по Приморскому бульвару, длина которого достигает 7 километров, поездку на канатной дороге и дегустацию хачапури по-аджарски – это та самая лепешка, которая имеет форму лодочки и подается вместе с яйцом и кусочком сливочного масла.
В пещеру к Прометею
Следующая точка нашего путешествия – пещера Прометея. Она находится в соседнем Имеретинском регионе. От Кобулети это примерно 160 км по преимущественно узким местным дорогам.
Любуемся открывающимися видами – равнинный пейзаж постепенно сменяется горным. На подъезде к достопримечательности проезжаем город Цхалтубо. Он особенно понравится любителям различных «заброшек». Дело в том, что в советские годы это была всесоюзная здравница, бальнеологический курорт, куда приезжали со всех уголков некогда огромной страны. После распада СССР сюда пришло запустение, здравницы постепенно начали разрушаться. Есть какое-то определенное очарование в этих «осколках былого величия» города-курорта. Кстати, сегодня правительство Грузии прилагает усилия, чтобы возродить курорт, и часть санаториев приватизирована. Однако пока неизвестно, когда здания-призраки возродятся вновь…
Проезжаем Цхалтубо и приближаемся к конечной точке. Оставить машину здесь можно только на платной парковке, которая обойдется в три лари. Попасть в пещеру можно с экскурсией, которая ведется сразу же на трех языках: грузинском, английском и русском. Хотя главное здесь – это не рассказ гида, а атмосфера. При участии иностранных специалистов пещера – самая крупная в Грузии, на минуточку! – адаптирована для туристов. Проложен путь протяженностью чуть больше километра, со спусками и подъемами. Своды пещеры, все эти сталактиты и сталагмиты подсвечиваются разноцветными огнями, а в залах играет классическая музыка, которая подчеркивает величественность удивительного места, созданного природой.
Возраст этой пещеры насчитывает около 60–70 млн лет. Для посещения открыта лишь малая ее часть. Общая протяженность пещеры составляет порядка 11 км, а путь проходит через несколько подземных рек и озер.
Экскурсия обойдется в 25 лари. С собой рекомендуется взять кофту – внутри температура держится на уровне 14 градусов, а также надеть удобную обувь, так как в пещере влажно и ступеньки могут быть скользкими.
В часе езды от пещеры Прометея находится Мартвильский каньон, который представляет собой ущелье с каскадными водопадами и горной рекой, где можно покататься на лодках.
Вперед за аргонавтами!
Конечная точка маршрута – Кутаиси, столица Имеретии. В советские годы это был второй по значению промышленный центр Грузии. Считается, что именно здесь находилась столица Колхидского царства. А, следовательно, в эти края за золотым руном плыл Ясон с аргонавтами. Эта легенда нашла отражение в фонтане, украшающем центральную площадь Кутаиси. Кстати, фигуры, изображенные здесь, – увеличенные копии находок археологов при раскопках Колхидской низменности. Их возраст, по некоторым подсчетам, составляет порядка 5–6 тыс. лет.
Кутаиси – идеальный город, чтобы сдать автомобиль и насладиться видами уже в качестве пешехода. Перед этим загоняем авто на мойку самообслуживания – за это заплатим два лари, и дозаправляемся до полного бака – еще 80,83 лари. Всего за время нашего мини-трипа мы проехали порядка 400 км, потратив примерно 30 литров бензина.
Кстати, о ценах. Литр 92-го (Euro Regular) стоит около 2,65 лари, 95-го (Premium) – около 2,90 лари. Можно найти дешевле или дороже, поэтому рекомендуется сравнивать цены на разных АЗС. В целом, бывалые советуют заправляться на заправках известных брендов Lukoil, Wissol, Gulf, Rompetrol и Socar – но там, естественно, дороже. А на мелких локальных заправках могут быть вопросы к качеству. Но тут поможет старый добрый лайфак: если заправляются дальнобойщики и таксисты, то и тебе можно.
Что посмотреть в столице Имеретии? Визитная карточка – Белый мост, в котором есть прозрачные вставки, через которые виднеются бурные потоки реки Риони. Прекрасный вид на город открывается с площадки монастыря Баграта – он один из древних в Грузии.
Посмотреть на город с высоты можно и во время поездки по канатной дороге – за три лари вы прокатитесь до вершины, где располагается парк культуры и отдыха с немного уставшими аттракционами. Улочки старого Кутаиси очень самобытны и по-своему прекрасны. Как и еда в местных заведениях. Хинкали имеют такое нежное и тонкое тесто, что просто тают во рту! Нарушаем традиции и запиваем их. Нет, не местным вином, а батумским пивом – и появляются силы на второй круг по городскому центру. Здесь если гулять, то гулять до глубокой ночи. Здесь дружба начинается с совместно выпитого бокала вина, а после парочки появляется навязчивое желание опоздать на самолет. Но не в этот раз…
Источник: abw.by
Комментарии закрыты.