ГАИ отрабатывает «маршрутчиков» – узнали, какие нарушения встречаются чаще всего

0

ГАИ отрабатывает «маршрутчиков» – узнали, какие нарушения встречаются чаще всего

На этой неделе стало известно, что с 11 по 20 марта ГАИ особое внимание уделит маршрутным такси – пройдут рейды, будет усилен контроль. В первую очередь это связано с серией резонансных ДТП с участием маршруток, в которых пострадали пассажиры. ABW поучаствовал в одном из мероприятий ГАИ.

14 Марта 2025 0:00 216

ГАИ отрабатывает «маршрутчиков» – узнали, какие нарушения встречаются чаще всего

Евгений Грачёв

Фото автора

«Маршрутки стали выше классом»

На что направлена профилактика и как ГАИ планирует бороться с нарушениями со стороны водителей маршрутных такси, нам рассказал и показал старший инспектор по особым поручениям УГАИ Минского облисполкома подполковник милиции Андрей Петрович Гладкий.

ГАИ отрабатывает «маршрутчиков» – узнали, какие нарушения встречаются чаще всего

– Почему к маршруткам такое повышенное внимание, особенно в последнее время?

– Это связано с тем, что аварий с участием маршрутных такси стало больше. В этих ДТП есть пострадавшие пассажиры, которые на момент инцидента были не пристегнуты.

– Т.е. все пассажиры в маршрутках должны быть пристегнуты?

– Да, конечно. Во всех маршрутках, которые выезжают за пределы города, должны быть ремни безопасности, пассажиры должны быть ими пристегнуты. В пределах городской черты это требование необязательное. Чем чревато невыполнение простых, казалось бы, правил? Наглядный пример: 19 января этого года около 9:40 возле агрогородка Мачулищи водитель маршрутки не учел дорожные условия, не справился с управлением, допустил занос машины, в результате чего произошло ее опрокидывание. Травмы получили 3 пассажира, они все не были пристегнуты ремнями безопасности. Остальные пассажиры не пострадали.

– Не секрет, что перевозка пассажиров – это прежде всего коммерческая составляющая. Как часто водители маршруток руководствуются именно прибылью, а не безопасностью пассажиров?

– Да, прибыль для водителя играет важную роль, иногда она становится во главе угла. Проверяли маршрутку как-то, там пассажир стояла, а не сидела, так как отсутствовали свободные места. Такого быть не должно, о чем и сказали водителю. Так он прикрылся благим мотивом: мол, женщина, сетуя на плохую погоду, умоляла подкинуть ее всего-то пару остановок, вот он и согласился. Нет, на такое мы не ведемся. Пассажир – на выход, водитель – к ответственности.

ГАИ отрабатывает «маршрутчиков» – узнали, какие нарушения встречаются чаще всего

– Учитывая ваш опыт службы в ГАИ, вы можете сказать, лучше или хуже стала обстановка с маршрутками?

– Отвечу так: многие перевозчики приняли правила игры. Например, владельцы автопарков, чтобы выиграть тендер на оказание услуг по перевозке пассажиров, обновили автотранспорт, оборудуют его в соответствии с предъявляемыми требованиями. Сейчас маршрутки выше классом, если можно так сказать, нежели раньше. Они же участвуют в тендерах на организацию перевозок, поэтому стараются, к сами себе предъявляют более высокие стандарты.

Не так давно мы проводили семинар, собрали всех перевозчиков Минской области, в основном владельцев компаний. Донесли, что инцидентов с маршрутками и их пассажирами быть не должно. Сошлись на том, что водитель не имеет права даже начинать движение, если хоть один пассажир не пристегнут ремнем безопасности. И в обязательном порядке в салоне автомобиля должна быть информационная табличка «Пассажир, не забудь пристегнуться ремнем безопасности».

– А кто будет нести ответственность, если пассажир маршрутки не пристегнулся?

– Ответственность будет нести как водитель транспортного средства, так и пассажир. Они оба участники дорожного движения. И обязанность пристегиваться для пассажира закреплена в ПДД, как и для водителя. Т.е. административная ответственность может быть применена к обоим. В отношении водителя за перевозку не пристегнутого ремнями безопасности пассажира ответственность наступает по ч. 3 ст. 18.11 КоАП, в соответствии с которой предусмотрен штраф в размере до 1 базовой величины. В отношении пассажира ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 18.20 КоАП – тут штраф составит от 1 до 3 базовых (1 базовая величина – 42 рубля. – Прим. ABW). Еще мы обращаем внимание на перевозку пассажиров сверх нормы, за что водителя можно привлечь к ответственности по ч. 6 ст. 18.13 КоАП (штраф – до 4 базовых величин). Кроме того, проверяем наличие водительского удостоверения, техпаспорта, путевой документации, пройден ли предрейсовый осмотр.

Отработка маршрутных такси

Чтобы посмотреть, как это происходит на практике, отправляемся с сотрудниками ОГАИ Минского района в рейд. Они работают сразу тремя нарядами ГАИ, чтобы все было быстро и не отнимало время у пассажиров маршруток.

ГАИ отрабатывает «маршрутчиков» – узнали, какие нарушения встречаются чаще всего

Начинаем с агрогородка Мачулищи.

В первой же маршрутке два пассажира не пристегнуты. С необходимыми документами у водителя все в порядке.

ГАИ отрабатывает «маршрутчиков» – узнали, какие нарушения встречаются чаще всего

В некоторых случаях инспектор ГАИ проверяет даже натяжение ремней безопасности.

В отношении непристегнутого пассажира выносится письменное предупреждение. В случае повторного нарушения штрафа он уже не избежит, о чем ему и говорит инспектор ГАИ.

ГАИ отрабатывает «маршрутчиков» – узнали, какие нарушения встречаются чаще всего

В следующей маршрутке сразу пять пассажиров были не пристегнуты. Сам факт остановки не понравился одной из пассажиров, проигнорировавшей требования ПДД. При этом она еще и на конфликт пошла: «Мне ребенка нужно из садика забирать, с пересадкой на автобус, на который я опоздаю, если вы всех проверять будете. Если на каждого по одной минуте уделять – это уже 10 минут, я не успеваю. Буду жалобу писать на ГАИ, мне не впервой».

ГАИ отрабатывает «маршрутчиков» – узнали, какие нарушения встречаются чаще всего

«Не нужно было нарушать – ни свое время не тратили бы, ни время водителя, ни наше», – парирует инспектор ГАИ.

Тем временем у нас есть возможность задать вопрос водителю маршрутки.

– Можете сказать, почему у вас пассажиры не пристегнуты ремнями безопасности в нарушение правил?

– Я уже и не знаю, что с ними делать. Всю машину обклеил надписями «Пристегнитесь», во всех возможных местах. И устно предупреждаю об этом, но им все равно. Кто-то пристегнется, кто-то – нет, а кто-то это сделает для вида – как только я начинаю движение, ремень безопасности убирают. Трудно с этим. Вот причем тут я, если пассажиры не следуют правилам, причем их об этом предупреждают?

И действительно, в салоне маршрутки наблюдаем несколько предупредительных надписей.

ГАИ отрабатывает «маршрутчиков» – узнали, какие нарушения встречаются чаще всего

Пассажиры предупреждены, водителю делается устное замечание.

Снова обращаемся к подполковнику милиции Андрею Петровичу Гладкому.

– С введением реестра автомобильных перевозок пассажиров ситуация изменилась? Ведь теперь одно нарушение, второе – и водитель может остаться без работы, а в отношении перевозчика могут быть приняты меры.

– Да, ситуация изменилась. Водители маршруток стали более внимательны к требованиям, в том числе и в отношении пассажиров. Это заметно.

Нарушений стало меньше, но тут есть такой интересный фактор: во время наших рейдов хорошо работает сарафанное радио. Вот сколько маршруток мы остановили в Мачулищах? Всего 3–4 машины. Поверьте, в следующих маршрутках будут пристегнуты все. Водители, которых останавливают первыми, быстро сообщают – так остальные водители на линии узнают о проверке, информация доносится пассажирам.

Поэтому мы передислоцируемся в агрогородок Атолино поблизости.

ГАИ отрабатывает «маршрутчиков» – узнали, какие нарушения встречаются чаще всего

Но и здесь, похоже, все уже предупреждены. В этой маршрутке все в порядке, все пристегнуты, с документами у водителя тоже все хорошо.
«Можно сказать, что мы сработали на профилактику, – комментирует старший инспектор. – «Молва» о проверках со стороны ГАИ дала о себе знать. Отмечу, что такие направления, как Мачулищи, Сенница, Юбилейное, Атолино – с большой загрузкой пассажиров. Многие в Минске работают, ездят на работу, с работы, по делам в город. Поэтому этим районам уделяем повышенное внимание».

– А можете привести вопиющие примеры нарушений водителями маршруток?

– Наверняка все помнят резонансное ДТП под Смолевичами, где было много погибших. В той маршрутке было несанкционированное переоборудование. Представляете, там пассажирские сиденья были закреплены к полу не болтами специальными, а обычными шурупами. Пол был не металлический, а просто настил вроде фанеры. Навстречу машине выехал грузовик МАЗ без техосмотра, к техническому состоянию которого тоже было множество вопросов. Плюс к этому – количество пассажиров в маршрутном такси сверх нормы, среди которых, к сожалению, дети. Совокупность всех этих факторов и привела к трагедии. Да, виновных наказали, но жизни людей это не вернет.
Видео этого ДТП мы показывали перевозчикам на семинаре, о котором я говорил выше. Смотрели все молча – надеюсь, задумались над тем, к чему может привести игнорирование требований как к состоянию автомобилей, так и к количеству пассажиров, которых допускается перевозить.

ГАИ отрабатывает «маршрутчиков» – узнали, какие нарушения встречаются чаще всего

– Ужесточение КоАП применительно к «пьяной» статье сыграло воспитательную для водителей роль?

– Тут нет однозначного ответа. Кто-то это понимает и не садится за руль, если есть сомнения по своему физическому состоянию. А кто-то до последнего не сдается и идет на отчаянные меры, пытаясь скрыться от экипажа ГАИ. Например, в Солигорске недавно пришлось стрелять по колесам – остановили таким образом нетрезвого водителя 2004 года рождения, учащегося техникума. Он оказал сопротивление сотрудникам ГАИ при задержании. Как выяснилось позже, парень понимал, какое наказание его ждет, и пытался этого избежать таким вот незаконным способом.

В заключение приведем выдержку из пресс-релиза УВД Минского облисполкома: «Основные нарушения среди водителей (маршрутных такси. – Прим. ABW): перевозка пассажиров неисправным транспортным средством, превышение установленной скорости, несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, несоблюдение установленного маршрута, высадка (посадка) пассажиров вне обозначенных остановочных пунктов, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, в микроавтобусах в междугородном или пригородном сообщении, а также с превышением количества пассажирских мест.

Редакция ABW благодарит сотрудников УГАИ Минской области и ОГАИ Минского района за участие в мероприятии. Уверены, что это принесет свои позитивные результаты и инцидентов с маршрутками станет меньше.

Источник: abw.by

Комментарии закрыты.