Это самое дешевое новое авто у дилеров. Тест «электромалыша» FAW Bestune Xiaoma
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка Читайте Onliner там, где вам удобно Выиграй модный аэрогриль! Покупай в приложении с доставкой Príme и получай шанс выиграть аэрогриль Roome
Продажи веселого на вид ситикара под названием FAW Bestune Xiaoma стартовали в июне. Над ним в интернете смеялись все, кроме работников салона — те грустили. Грустили, что не привезли партию побольше: первый автовоз раскупили буквально за день. И не мудрено: этот электрический лилипут сейчас — самая доступная модель на рынке, если говорить про новые авто. Нашей журналистке Веронике Сайко (и нет, она не была единственной, кто поместился в этот автомобильчик) наконец удалось его протестировать, и она не ограничилась городом. Вот что из этого вышло.
Причины купить Xiaoma
Я в восторге. Нет, правда, даже скрывать не буду: с первой новости о прибытии Xiaoma в страну я очень хотела наконец усесться в этот автомобильчик, расфотографировать его в свой Instagram и махать ручкой всем, кто будет косо смотреть на меня на дороге. Он выглядит как увеличенная в размерах Барби-машинка, как оживший автомобильный мем, как… «Тележка из „Короны“», — сказал мой знакомый. Ну, пусть смеется: неважно, что говорят владельцы бэушных «дэвээсников» за спиной у владельца новенького электрокара с Томом и Джерри на бортах (или как там звучит народная поговорка?).

Эх, правда, я не владелец — я просто один из тех желающих, кому компания «Фелокт-сервис» (занимается брендом Bestune в Беларуси) безвозмездно предложила пройти тест-драйв. Машинка (язык не поворачивается назвать ее машиной или автомобилем, поэтому в тексте будет много уменьшительно-ласкательных суффиксов) вызывает у меня эмоции как розовый iPhone в первые дни: хочется подобрать наряд в цвет, сфоткаться в зеркале и читать комментарии от подружек в стиле «Ну красотка!», «Моя» и т. д.
@netautoinc Watch Ms. Candice Tan elevate the Bestune Pony with fun and creative accessories because every detail matters. #BestunePony#CandiceTan#DriveInStyle#DetailsMatter♬ original sound — QSJ Motors Phil’s Inc. — netautoinc

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников
Да, Xiaoma идеально подходит под описание «гаджет на колесах». Точнее, это гаджет для доставки вас из пункта А в пункт Б в рамках одного города. Как по мне, ситикар создан для вылазок удаленщика в офис, на субботние завтраки и шопинг. Ну или это машинка для передвижения по загородному поселку (правда, без глубоких ям, а то 12-е колесики из нее не выберутся): в летний сезон доехать от мангала до местного магазина и вернуться обратно.
Габариты FAW Bestune Xiaoma: длина — 3000 мм, ширина — 1510 мм, высота — 1630 мм, размер колесной базы — 1953 мм. В зависимости от батареи снаряженная масса электромобиля может достигать 715/775 кг, полная масса — 1015/1075 кг. Ситикар имеет 4-местное исполнение и три двери (включая багажную). Задние сиденья складываются, обеспечивая до 734 литров полезного пространства. Грузоподъемность модели — до 300 кг.

В Китае подобные ситикары пользуются большой популярностью. Фотографии Onlíner из репортажа 2024 года

В Китае подобные ситикары пользуются большой популярностью. Фотографии Onlíner из репортажа 2024 года

В Китае подобные ситикары пользуются большой популярностью. Фотографии Onlíner из репортажа 2024 года
В общем, еще раз про очевидные плюсы:
- Xiaoma очень компактная — на ней легко припарковаться или развернуться в забитом городе. Кстати, минимальный радиус поворота ситикара — 4,3 метра (у седана Volkswagen Polo — 5,3—5,4);
- это электрокар — вы получаете преимущество в виде возможности пользоваться полосой для общественного транспорта;
- новая «электричка» — это про минимальное и недорогое ТО (если сравнивать с «дэвээсниками»);
- главный аргумент в пользу электрического лилипута — небольшие расходы на топливо. Особенно если вы живете в своем доме (идеальный вариант — прямо в городе или в паре километров от МКАД): ситикар заряжается от домашней розетки. Но и Malanka вас не разорит: общая емкость батареи Xiaoma — 18,1 кВт⋅ч. Если говорить про тарифы упомянутой сети, то вам понадобится чуть меньше 12 рублей, чтобы зарядить полный «бак» этого «электромалыша» на быстрой станции. На сколько его хватит? Это хороший вопрос, о нем в самом конце.
Причины не купить Xiaoma
Пока что все звучит очень ванильно — под стать внешнему виду Xiaoma. Поэтому давайте сразу об очевидных недостатках (до того, как мы тронулись в наше маленькое путешествие).

Безопасность. В интернете мы не нашли информации об участии Xiaoma в каких-либо краш-тестах, тем более европейских. Да и конкуренты этой модели, похоже, до них не добрались. Во время поиска на глаза попался лишь краш-тест Wuling Hongguang Mini EV, который столкнули с другим лилипутом, напоминающим детский вариант «Гелендвагена». Последний был полностью уничтожен: двери оказались заблокированы, зажатых пассажиров было невозможно извлечь, кузов смялся как жестяная банка. Ведущий на видео подчеркнул, что «никто внутри не выживет». Wuling (который, кстати, в Китае очень популярен) также получил серьезные повреждения, но батарея осталась целой. Был сделан вывод о недостаточности пассивных систем безопасности.
Но тут стоит отметить: маленькая машина — не равно небезопасная. Вспоминается Smart, который неплохо проявлял себя в краш-тестах благодаря каркасу безопасности Tridion Safety Cell («он изготавливается из высокотехнологичной стали и защитит пассажиров, словно твердая скорлупа ореха» — сказано на сайте одного из европейских дилеров).
Правда, Bestune такими разработками в открытых источниках пока не хвастался. В топовую комплектацию (которая и попала ко мне в руки) входит лишь одна подушка безопасности — водительская. Но есть ABS и система распределения тормозных усилий.
Конечно, думать о плохом (то есть о серьезных ДТП) не хочется. В условиях города, где скорость ограничена знаками и потоком, в аварию с тяжелыми последствиями попасть трудно. Трудно, но возможно.

Ладно, сменим тему. К минусам Xiaoma я с ходу отнесу маленькие колесики — типоразмер 145/70 R12. Зимой на льду, да еще и с задним приводом будет тяжеловато. Если на дороге или парковке встретится сугроб — ситуация и вовсе станет патовой. Но сразу о позитивном: вытолкать машину из этого самого сугроба будет несложно, ведь ее снаряженная масса — 775 кг.
Одеваться в поездку придется в несколько слоев — печка, предполагаю, едва ли справится в сильный мороз… А если и справится, то запас хода растворится на глазах. Но вы помните прошлую зиму? Ни снега, ни сильных морозов. Чтобы не прятать Xiaoma в гараже, следует приобрести резину по сезону, а это, предчувствую, будет той еще задачкой… Но давайте попробуем ее сразу решить.

Вбиваю нужный размер в Каталоге и… ничего. Окей, пройдемся по сайтам дилеров/импортеров… Снова фиаско. Благо есть «блат» — пишу знакомому представителю крупной сети. «Это какое-то уникальное извращение, — ответил он и добавил, что помочь не сможет. — Нужно искать мелких перекупщиков. Крупные импортеры не работают под заказ. Из Европы такие шины никто не повезет, только если из России». Я уже почти открыла всем известные китайские сайты, но мне написали представители дилера: оказалось, что зимние колеса для Xiaoma у них есть в наличии — 87 рублей за шину (около 350 рублей за комплект).
Что касается темы запчастей, которая всплывает при упоминании любого «китайца», то в автосалоне заверили: проблем с их заказом и доставкой не будет. И поделились: одна из проданных минским автоцентром Xiaoma уже успела попасть в ДТП — влетела на большой (без конкретики) скорости в бордюр. Результат — минус бампер, сильно повреждена подвеска.

Цену не будем относить ни к плюсам, ни к минусам. Актуальная акционная стоимость автомобильчика — 27 900 рублей (29 900 без скидок), или около $9500, за топовую версию. Напомним: когда модель заходила к нам на рынок, ее цена стартовала от 20 900 рублей за базовую комплектацию. Стоимость подросла из-за того, что квота на бесплатную растаможку электромобилей была исчерпана. Тем не менее машина все еще остается самой доступной на рынке новых авто. За сколько ее можно будет перепродать в б/у состоянии через несколько лет?.. Ну, она явно не будет магическим образом расти в цене, как гнилые Passat, а эксперимент с тем, как падает стоимость «китайца» после выезда из ворот автосалона, мы уже проводили.
На миникаре на «мини-дальняк»: впечатления
«Дальше Минска на нем не выезжай», — сказал разум. «Едем в Молодечно за местной пиццей», — шепнуло желание снять интересный контент. Так я и определилась с направлением для тестовой поездки.

Запас хода, который заявляет производитель, — 222 км по циклу CLTC. Расстояние до Молодечно из точки, где я подзаряжала машину перед поездкой, — около 84 км. В одну сторону запаса должно гарантировано хватить, а вот в обратную — вряд ли, так что буду искать станцию по прибытии.
Еще немного об электродвигателе: его суммарная мощность — 30 кВт (или 41 л. с.). Он производства компании Shuanglin, которая поставляет электромоторы также для брендов Chery и SGMW. Разъем здесь — китайский GBT (есть далеко не на всех зарядных станциях, но Malanka все чаще ставит такие коннекторы). Как заявляет производитель, на медленной зарядке машина полностью зарядится за 6 часов. На быстрой от 30 до 80% — за 65 минут.
Совокупная продолжительность гарантии от дилера и дополнительного сервисного сопровождения — 3 года / 100 000 км. Для электродвигателя — 5 лет / 120 000 км.
Салон можно описать словом «милый» (особенно это касается значков «пауза» и «плей» на педалях). Милый, но очень бюджетный.




Тут есть панель, на которую можно крепить детальки от Lego (вот такого я еще точно не видела), USB-порт для зарядки, камера заднего вида (днем качество картинки хорошее, ночью — не очень), кондиционер, задние парктроники, электростеклоподъемники… Обещана «система помощи при старте в гору». Круиз-контроля, увы, нет, как и электрорегулировки боковых зеркал.

Сиденья словом «эргономичные» не опишешь. «Как советский диван», — поделился впечатлениями мой пассажир, но в то же время особого дискомфорта за время поездки мы не испытали. В машине есть радио, а еще возможность включить музыку через Bluetooth. Правда, с ходу к нему подключиться не удалось, и мы ограничились прослушиванием треков из 2000-х на какой-то областной станции.
Если вы много и часто ездите на разных современных «электричках», то вас наверняка удивит то, что запускается Xiaoma механическим ключом, кнопки «старт-стоп» нет. А еще я успела отвыкнуть от механического ручника и отсутствия Auto Hold.



А вот на недостаток пространства в салоне я со своей комплекцией жаловаться не буду: подлокотника немного не хватало, но вдвоем с пассажиром нам места было достаточно. Правда, один раз из-за отсутствия какой-либо «перегородки» пассажир подсунул ногу мне под педаль газа, развалившись в кресле.
Максимальная скорость Xiaoma достигает 100 км/ч, заявляет производитель. Не поверите, но на МКАД-2 удалось даже превысить этот «лимит». И тут сразу стоит оговориться: 80—90 км/ч — это крейсерская скорость такого автомобильчика, на которой вполне спокойно можно решиться на опережение или обгон. Если ехать 100+ км/ч, то на неровной дороге машину начинает уводить и бросать из стороны в сторону.
Я изучила комментарии пользователей под видео с этой машинкой. Пару автолюбителей написали, мол, на Xiaoma при скорости 60 км/ч страшно входить в поворот. Но у меня есть встречный вопрос: а зачем вы входили в поворот на Xiaoma при скорости 60 км/ч? И насколько крутые это были повороты? Если дорога поворачивает под тупым углом, то при 50 км/ч на спидометре вопросов к машине не возникает.

Пора бы упомянуть о подвеске. Спереди здесь McPherson, сзади — 3-рычажная независимая подвеска. Автомобиль, повторюсь, заднеприводный. На удивление, с небольшими ямами и пологими «лежачими полицейскими» машина справляется лучше, чем я рассчитывала, — можно сильно не притормаживать (к слову, спереди тут дисковые тормоза, сзади — барабанные; но, говорят, у электрокаров тормоза изнашиваются значительно медленнее, чем у авто с ДВС, поэтому про недостатки «барабанов» говорить не будем). Однако на пути мне попалось ноу-хау, запечатленное на фото ниже, — позвоночнику было неприятно (тем не менее ничего никуда не посыпалось).

Резюмируя, проверку трассой и городом ситикар прошел спокойно (снимок знаменитой молодечненской пиццы в подтверждение того, что мы добрались до места назначения, прилагается). На «дикие» дороги, гравийку и песок я от греха подальше не съезжала — машина для этого не предназначена.

Барабанная дробь: реальный запас хода
На десерт — расчеты реального запаса хода «электромалышки» Xiaoma. Итак, при выезде в Молодечно приборка показывала, что у меня в запасе есть 202 км (общий пробег авто составлял 1962 км). По приезде в пиццерию оставалось 77 км (пробег стал 2047 км).
Итого спустя 85 км запас хода стал меньше на 125 км. То есть реальный запас хода меньше того, что заявляет «компьютер», в 1,5 раза. Но тут важно оговориться: «электрички» не любят трассу, их стихия — город, где можно восполнить заряд с помощью рекуперации.

Второй отрезок пути был более «смешанным»: пришлось и в пробке постоять, и по городу проехаться. В реальности я преодолела 96 км, но запас хода уменьшился на 184 км (разница в 1,9 раза). Однако дело было ближе к вечеру, когда работали фары и свою функцию активно выполняла печка. Посмею предположить: если использовать электрокар в осеннюю погоду, то запас хода составит 115—150 км. В мороз, естественно, прогнозы более пессимистичные, а вот летом — наоборот. Но если пользоваться машиной в режиме «дом — работа», то серьезных неудобств из-за маленького «бака» вы испытывать не будете.

Фары хотелось бы улучшить, но при городском освещении дискомфорта на дороге не возникало
А вот на дальние расстояния на Xiaoma отправляться не рекомендую, если вас в точке Б не встретит собственная зарядная станция. В Молодечно я отправилась к единственной «Маланке» на две «колонки». Одна из них была занята надолго, а вот на другой мужчина почти зарядил свой электрокар. Я подошла к нему и на словах заняла очередь — он пообещал уступить место буквально через пару минут. Припарковалась в паре метров, не сводя с него глаз. В какой-то момент мужчина вышел из авто, отсоединил коннектор и махнул рукой — я поблагодарила «аварийкой». Он начал выезжать, я — сдавать задом, чтобы заехать на место для зарядки. И тут в центральном зеркале увидела, как мимо меня пронесся таксист, который, естественно, тут же занял «колонку».

Видимо, «живая» бронь и словесные договоренности в мире владельцев электрокаров не работают. «Ну ладно, буду ловить момент, когда какая-нибудь из „электричек“ завершит зарядку, после чего забронирую „колонку“ через приложение», — решила я и отъехала. Прошел час, все это время я не сводила глаз уже со смартфона. Так, у кого-то уже 85% — пора отправляться к станции. Подъехала вплотную к электрокарам и стала ждать. 98%, 99% — ура, станция свободна, можно нажимать на кнопку «Зарезервировать»… Но тут меня отвлек стук в водительское окно: «Девушка, за мной будете!» — «Что? Почему?» — «А я занимал за мужчиной, вон моя машина», — собеседник показал на Li, который стоял неподалеку. Я объяснила ситуацию, но мужчина был непреклонен — не хочет тратить бензин на своем гибриде и все тут (и его можно понять), а времени ждать у него тоже нет. Я рисковала застрять еще на полчаса, но Li не смог подключиться к коннектору: его владелец позвонил в техподдержку, но там ответили, что будут перезагружать станцию. Мужчина уехал в расстроенных чувствах, а я наконец заняла место, на которое метила больше часа назад.
Вторая проблема — на 85% заряда станция зависла (индикатор на ней загорелся красным). Но звонить в техподдержку не хотелось. Коннектор (он заблокировался, и никакие манипуляции с машиной не помогли его достать) удалось отсоединить нажатием «аварийной» кнопки на «колонке», после чего мое место тут же заняла следующая «электричка».

Настроение подпортилось, но его вскоре подняли прохожие: один мужчина чуть не выскочил на проезжую часть, демонстрируя поднятый вверх большой палец, а девушка сделала машине милый комплимент. В общем, пешеходам — лайк, «электромалышке» Xiaoma — тоже (но с оговорками), а вот инфраструктуре его пока что ставить рано.
Источник: auto.onliner.by
Комментарии закрыты.