«Число водителей сократилось на 30% по стране». Итоги первого полугодия после введения Реестра автоперевозок пассажиров
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка
А сколько разговоров было… Уже полгода сфера такси живет, «подчиняясь» Реестру автомобильных перевозок пассажиров. Минск не «встал», водители поголовно не уволились, автопарки массово не закрылись. Хотя слухи и прогнозы были разные. Правда, будем откровенны: и нелегалы полностью не перевелись, как бы об этом ни мечтали в Транспортной инспекции. Так что изменилось? Отправились в рейд с ТИ и пообщались с крупными игроками рынка, чтобы это выяснить.
«В небольших городах водителей стало на 40—60% меньше». Что думают о реестре в «Яндексе»?
Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении заработал в нашей стране 1 ноября — полгода назад. До этого были месяцы подготовки: представители ТИ проводили «лекции», на которых долго и упорно разъясняли, что к чему. И суть их была такова: ничего в целом не меняется. К водителям и перевозчикам требования остались те же, пакет документов, необходимый для того, чтобы работать легально, тоже не изменился. Из «новинок» указа №32 — только требование повесить регистратор и вести съемку с двух ракурсов (в салон и на дорогу). И, как показала практика, в спорных случаях между водителем и пассажиром это помогает определить, где правда, а где ложь.
Так из-за чего тогда сыр-бор? Теперь для того, чтобы работать законно, в реестре должны находиться и диспетчер, и перевозчик, и водитель, и машина. Каждое звено, подавая туда «заявку», проходит все этапы проверки: «транспортники» онлайн смотрят на наличие всех необходимых документов. Чего-то не хватает? «Кастинг» в реестр не проходишь.
Грубо говоря, раньше водитель мог месяцами ездить с просроченной медсправкой или без корочки о прохождении курсов такси, и его могло «проносить». Если инспекторы не остановили и не проверили — как кто-то об этом узнает? А если остановили и проверили — отделаться можно было вызовом в ТИ и предупреждением.
С ноября же все строже: нет одной бумажки — ты не в реестре. «Транспортники» каким-либо образом узнали, что ты продолжаешь таксовать? Отвечать придется за незаконную предпринимательскую деятельность по 13.3 КоАП. А наказание там — вплоть до изъятия машины (с последующей конфискацией, если так решил суд).
Кстати, про машину. Без подобающей оклейки, плафона и техосмотра она в реестр не попадет. Соответственно, работать на такой машине нельзя, иначе ее тоже можно лишиться. Если автомобиль был «узаконен», а потом с него, допустим, слетели шашечки, то тогда его нахождение в реестре приостанавливается до устранения недостатков. Авто простаивает, деньги не капают, все участники пищевой такси-цепочки несут убытки.
Ну и перевозчику, который выпустил на линию неподготовленную машину или водителя, тоже грозит «пауза» в реестре (или вообще исключение из него). Тогда страдают все: весь автопарк простаивает, водители не зарабатывают, их руководители тоже.
Не забыли и про диспетчеров. Для них тоже предусмотрена ответственность, если они передали заказ нелегальному автопарку, водителю или машине. С них давайте и начнем: диспетчеров на дороге не словишь, поэтому мы пообщались с ними заранее, попросив высказать свое мнение спустя полгода после нововведений.
Что о реестре думают в сервисе «Яндекс Go», который многие называют монополистом рынка?
— Реестр как инструмент повышения прозрачности отрасли — важная инициатива, — считают в пресс-службе сервиса. — При этом не все водители и перевозчики в Беларуси смогли соответствовать новым требованиям.
Число водителей, выполняющих заказы через «Яндекс Go», сократилось на 30% в целом по стране, а приток в сервис новых водителей сократился на 35%. Негативный эффект сильнее заметен в небольших городах — там снижение числа водителей составило 40—60%.
Звучит не очень. А что делать, чтобы исправить ситуацию?
— Для улучшения ситуации в отрасли важно устранить барьеры, которые мешают водителям вступать в реестр, без ущерба безопасности перевозок. Например, можно было бы расширить использование цифровых технологий при работе с реестром, перевести в онлайн-формат ряд обязательных процедур (например, курсы повышения квалификации), смягчить требования для водителей и перевозчиков в малых городах. Значительно поможет повысить гибкость и простоту работы в такси введение режима самозанятых для водителей.
В «Яндекс Go» подняли тему, касающуюся водителей, для которых такси — это подработка. Напомним: таксист должен быть устроен официально, по контракту. Договор подряда — мимо.
— Также важно создать условия для водителей с частичной занятостью. С новыми правилами подрабатывать в такси (например, пару часов после основной работы) стало невыгодно.
К слову, мы ездили в рейд с ТИ в первый день работы реестра. И тогда удалось остановить водителей-нелегалов, которые получали заказы через «Яндекс». Сейчас же, как утверждают представители сервиса, такого быть не может.
— «Яндекс Go» автоматически получает актуальные сведения из реестра и передает заказы только тем водителям, которые работают легально. Все парки-партнеры, водители, выполняющие заказы через сервис, а также их автомобили состоят в реестре.
Подчеркнем: в ТИ нам подтвердили информацию, что сейчас «Яндекс» не передает информацию нелегалам.
«Реестр не принес положительных изменений, которых мы ожидали». А вот что думают конкуренты «Яндекса»
Но есть на рынке и другие диспетчеры. Например, недавно А1 запустил такси под собственным брендом. Однако за комментарием мы решили обратиться к «мастодонтам» рынка — тем, кто работает в сфере уже много лет.
— Для нас внедрение реестра не принесло тех положительных изменений, которых ожидали мы и другие участники рынка, — признается Олег Радкевич, директор «Такси 135».
— Хотелось бы единого подхода к решению вопросов, связанных с соблюдением норм, который бы охватывал всех задействованных в пассажироперевозке — водителей, перевозчиков и диспетчеров — одинаково.
Олег Радкевич, директор «Такси 135». Фото: пресс-служба сервиса
Видим, что предпринимаются возможные шаги для упрощения процесса регистрации в реестре. Например, в ответ на сложности с записью водителей на курсы повышения квалификации были внесены изменения, позволяющие водителям регистрироваться без сертификата, если они уже записаны на обучение. Это решение значительно облегчило процесс и сделало его более доступным. Мы всегда выступали за упрощение любых процессов, поэтому в текущих обстоятельствах продолжаем работу с ответственными органами для создания комфортных условий как для водителей, так и для клиентов.
Что на практике изменилось для нас после запуска реестра? Я бы выделил три момента:
1. Изменения в формах и периодичности предоставления отчетности в Транспортную инспекцию и Министерство по налогам и сборам.
2. Были сделаны технические доработки программного обеспечения, чтобы заказы выполняли водители и автомобили, которые активны в реестре.
3. Стало меньше водителей, сотрудничающих с «Такси 135», и, к сожалению, в первую очередь это прочувствовали наши клиенты.
Но при этом, отмечают в «Такси 135», «потери» среди водителей случились еще на подготовительном этапе — в течение года до начала работы реестра.
— Если сравнивать ноябрь 2024 и апрель 2025, то сейчас мы даже в небольшом плюсе, — говорит Олег Радкевич. — Уже на подготовительном этапе к реализации изменений мы ощутили целую гамму эмоций и реакций от водителей и перевозчиков. Финансовые затраты, с которыми столкнулись перевозчики при подготовке к регистрации, напрямую связаны с новыми требованиями, такими как приобретение видеорегистраторов и карт памяти для хранения информации, а также прохождение курсов повышения квалификации для водителей такси. Это, безусловно, значительные вложения. Еще требовалось обновление информационного бейджа водителя такси, но это мелочь по сравнению с двумя предыдущими пунктами.
Правда, «косяки» у водителей и перевозчиков, получающих заказы через «Такси 135», тоже были:
— По нашим наблюдениям и рассказам партнеров, Транспортная инспекция больше работает на опережение и предупреждение, ведя профилактическую и разъяснительную работу.
Ситуации, которыми делились наши водители и перевозчики и за которые пришлось ответить приостановкой своей работы, следующие: не хватило на крыле автомобиля фрагмента желтой полосы, на плафоне количество черных квадратов и их расположение не соответствовали стандартам, перевозчик менял юридический адрес и не успел внести данные в реестр, закончился срок действия обязательного страхования гражданской ответственности владельца ТС.
«Есть — и есть, значит, так и надо». Водители о реестре
Чтобы выслушать мнения ТИ и водителей, а заодно убедиться в эффекте реестра на практике, мы отправились в центр Минска. «Транспортники» в составе двух экипажей в минувшую пятницу ловко вычисляли в потоке машины, у которых не все в порядке. Эта Tesla оказалась остановленной из-за плафона, который был размещен не на крыше, а на багажнике.
Сотрудники ТИ делятся лайфхаком: если шашечки горят — то, скорее всего, у водителя включен таксометр. Если нет — значит, стоит поинтересоваться у пассажира, за наличку он вызывал авто или с оплатой онлайн.
Напомним: принимать заказы за «живые» деньги водитель имеет право только при включенном перед поездкой таксометре.
На пассажирском сиденье — мужчина в возрасте с пачкой денег в руках и сопровождающими его дамами. Он признался: пересчитывал деньги перед тем, как заплатить водителю — они почти доехали до точки Б. Да, дела у водителя плохи, только он не сильно это понимает, как и русский язык в целом: приехал на заработки из Туркменистана.
— А что вам на курсах рассказывали? — спрашиваем мы, увидев, что у водителя есть соответствующая корочка.
— На курсах?
— На курсах повышения квалификации для водителей такси. Что вам там рассказывали?
— Ну учился.
— Что рассказывали там? — не сдаемся мы, но в ответ получаем молчание.
Вскоре водитель решил оправдаться за таксометр: мол, изначально заказ был за безналичный расчет, а потом пассажиры изменили способ оплаты. Но ТИ такое объяснение не устраивает: «транспортники» говорят, что отправят водителя в незапланированный отпуск, то есть приостановят его нахождение в реестре.
Водитель на оранжевом Zeekr тоже заинтересовал инспекторов из-за отсутствия шашечек (правда, в этом случае плафона не было вообще). Мужчина, не успев открыть дверь, начинает кричать на нашего фотографа, который в этот момент даже не смотрел на машину. «Транспортники» пытаются привлечь его внимание к себе и просят документы — он передает лишь российское в/у.
— Какие у вас еще документы есть? — спрашивает инспектор у таксиста.
— А какие вам надо?
— Страховка ответственности перевозчика перед пассажиром имеется у вас?
— А страховочку можете узнать в электронном виде.
— У вас она при себе имеется или нет? В соответствии с правилами автомобильных перевозок пассажиров, какие у вас должны быть документы?
В ответ — молчание. Тогда инспектор дает подсказку: о документах, которые водитель такси должен иметь при себе, могли рассказать на курсах.
— Вы же ходили на курсы? — уточняет сотрудник ТИ.
— А как вы думаете, если мы в «Яндексе» работаем?
— Вы же не в «Яндексе» работаете, а в автопарке «Азирум» — начнем с этого. Кто у вас перевозчик?
— А на задней двери че у меня написано?
— У кого вы работаете, кто ваш наниматель?
— И че вам договор дать или что? Что вам нужно?
— Страховка ответственности перевозчика перед пассажиром.
— Вам что нужно еще? — в который раз повторяет водитель.
— Страховка ответственности перевозчика перед пассажиром.
— Пожалуйста. Я не знаю, что вам надо, — водитель протягивает инспектору неизвестную бумажку, которая страховкой явно не является.
— Страховка ответственности перевозчика перед пассажиром. Оригинал или заверенная копия.
После продолжительной паузы сотрудник ТИ предполагает:
— Я так понимаю, у вас ее нет. Курсы водителей такси?
— Все есть у меня.
После этих слов водитель протягивает инспектору «автогражданку».
— Это не та страховка.
— А что вам надо?
— Я же говорю: страховка ответственности перевозчика перед пассажиром.
— Как она выглядит?
— Как страховка, страховой полис формата А4.
— А он у вас в электронном виде не имеется?
— Он должен быть у вас при себе.
— А у вас его не может быть?
Мы удивляемся самообладанию инспектора, а еще пассажира, который все это время находится на заднем сиденье и не думает заняться поиском более понятливого водителя. Или более расторопного: за время препираний с ТИ можно было сбегать в ближайший страховой офис.
— А где ваш плафон на крыше? Почему его нет? — решил перевести тему инспектор.
— Стекло панорамное.
— И что?
— И куда мне его?
— На крышу данного транспортного средства.
Водитель тоже решил перевести тему: начинает вновь кричать на фотографа и журналиста, используя фразы в стиле «Ты че, не понял?» и «Вы кто есть вообще?» Судя по манере общения, мужчина из того же региона, откуда и герои «тээнтэшного» сериала «Реальные пацаны». Правда, за Коляном и его друзьями хотя бы наблюдать весело. За этим же гостем столицы из РФ — скорее грустно.
— У меня документы все в порядке, я вам сказал. Есть страховка, каско на машину и пассажира, — говорит таксист в ответ на попытку инспектора вернуть диалог в адекватное русло.
— Документы при себе у вас есть?
— Какие? — да, кажется, это безнадежно. — Вы здесь показуху устраиваете! Под камерами и под всеми делами! Вы занимаетесь показухой! Вы мне не даете работать!
Даже интересно стало: HR (ну или кадровик, если по старинке) автопарка, в котором трудоустроен водитель, вообще проводит собеседования? Или ему достаточно демонстрации в/у? Ладно, надеемся, что этот вопрос перевозчику «транспортники» зададут при личной беседе, на которую тот был вызван. А пока решаем перебазироваться ближе к вокзалу, чтобы все же «поймать» водителей, открытых к диалогу.
— Я в такси пришел в марте, — признается водитель, работающий на своей Tesla в найме, и делится мнением о реестре: — Если бы оттуда быстро приходили замечания (когда перевозчик при заполнении в тексте где-то допустил опечатку), то все было бы нормально.
Я думаю, сам переходный период был достаточно сложным. А сейчас: есть — и есть, значит, так и надо.
— Реестру еще нужны доработки. Есть те, кто продолжает работать нелегально и неофициально: не оклеенные, без таксометров. Но их стало меньше, — поделился мнением Андрей, работающий в сфере более пяти лет. — Я в реестр «включился», наверное, одним из первых. Буквально за три рабочих дня: все документы у меня были и до реестра, машина тоже была оклеена по правилам.
«Изъят 131 автомобиль, два конфискованы». А в ТИ реестром довольны?
Всего за вечер мы остановили с десяток машин: очевидно то, что по улицам Минска продолжают ездить не оформленные по правилам автомобили и водители, у которых не все в порядке с документами. Но нам с инспекторами не удалось остановить ни одного «полноценного» нелегала: и люди, и машины — все были в реестре. Какие же выводы делают в ТИ спустя полгода после нововведений?
— Реестр работает, причем эффективно. У нас протоколов по ст. 13.3 КоАП (незаконная предпринимательская деятельность) на сегодняшний день практически нет. Хотя за январь — февраль было составлено более 80, — рассказывает Александр Коваленко, начальник управления филиала ТИ по Минску и области. — Такие нарушения, как отсутствие техосмотра, отсутствие страховки ответственности перевозчика перед пассажирами, неисправности, при которых запрещено участие в дорожном движении, — они встречаются лишь в одном проценте случаев.
Остаются актуальными такие нарушения, как неправильное внешнее и внутреннее оформление автомобиля-такси. И еще — прием наличных денег без кассового оборудования.
Нередко фиксируем отсутствие субъекта (перевозчика, автопарка) по месту госрегистрации. Как это? Когда организация зарегистрирована по адресу, где ее на самом деле нет. В таких случаях приостанавливаем ее нахождение в реестре, пока она не переедет на реальное рабочее место. Выявлением подобных нарушений также занимается налоговая, которая затем передает нам информацию. С ноября мы по этой причине поставили на паузу работу 54 юрлиц и ИП. Кто-то, конечно, успел исправить нарушения и вновь «включиться» в реестр.
Говоря про наказание за нелегальную или «полулегальную» работу, представитель ТИ замечает: если перевозчика исключили из реестра, то автомобиль, который на него работал, не сможет вновь подключиться через другой автопарк в течение полугода.
— Более того, с начала года нами был изъят 131 автомобиль, два из которых конфискованы в доход государства, — Александр Коваленко приводит статистику по республике. — Некоторые перевозчики не поддерживают сведения, внесенные в реестр, в актуальном состоянии. И бывает, что водитель или машина «подключены» сразу через 5—6 автопарков. Это также нарушение, за которое перевозчику может грозить исключение из реестра.
— В «Яндексе» уверяют, что количество водителей с введением реестра сократилось. Что думаете по этому поводу?
— По нашей информации, часть нелегалов ушла, часть встала на законные рельсы, многие из перевозчиков стали работать с другими диспетчерами или самостоятельно принимать заказы на перевозки.
Реестр ежедневно наполняется новыми перевозчиками, водителями и ТС, поэтому говорить об оттоке желающих работать в сфере такси нельзя. Проедьтесь по улицам Минска в вечернее время и посмотрите по сторонам: в потоке трудно найти автомобиль, не задействованный в такси.
@transport_inspectio#транспортнаяинспекция#нашаработа#минсктакси#таксиминск#штрафстоянка♬ оригинальный звук — Страна Детства
Но хотелось бы обратить внимание водителей: нужно ответственнее подходить к трудоустройству. И думать, куда вы идете наниматься. Должен же быть какой-то офис, руководитель или же другой сотрудник, через которого с автопарком заключается договор. Должен быть оговорен и прописан график работы, режим труда и отдыха и т. д.
— Как раньше уже не будет, — резюмирует представитель ТИ.
Источник: auto.onliner.by
Комментарии закрыты.