Бессмертная классика: Минск перекрыли ради колонны редких ретромашин. Рассказываем про некоторые интересные экземпляры
Автор: Вероника Сайко. Фото: Анна Иванова
Вчера, 10 мая, по Минску колонной из нескольких десятков машин проехались участники выставки «Ретро-Минск-2025». Мероприятие проводится с 2008 года (правда, в истории был трехлетний перерыв). В этот раз машины в уникальном для своих лет состоянии стартовали от Национальной библиотеки и, минув стелу на проспекте Победителей, добрались до Октябрьской площади. Рассказываем про интересные экземпляры, которые по разным причинам привлекли наше внимание.
Участники — из Беларуси и России. Это классические представители советского автопрома, а также «американцы» и «европейцы», которых не встретишь на дорогах общего пользования. Некоторые — в стоковом состоянии, многие — после долгих лет восстановления и реставрации.
Парадная ГАЗ-14-05 «Чайка»: таких всего 15
Один из хедлайнеров выставки — парадная ГАЗ-14-05 «Чайка». Речь об очень редкой советской машине: было выпущено всего 15 экземпляров.
Автомобиль производился по заказу Министерства обороны СССР в 1981—1988 годах, а сейчас находится на балансе белорусского ведомства. Задача у фаэтона была одна: гордо и размеренно двигаться в составе парада, перевозя уважаемых лиц. Для удобства последних машина оборудована поручнем, за который можно держаться, если ехать стоя.
Участвовал ли этот автомобиль в параде в честь 80-летия Победы, который проходил в столице накануне? Не совсем: он находился в резерве. А подменяли его эксклюзивные китайские кабриолеты, созданные на базе FAW HongQi L5, которые около десяти лет назад военное ведомство Китая передало белорусской стороне в качестве безвозмездной военной помощи.
— В Беларуси таких автомобилей всего два, — рассказывает Руслан Ананьев, председатель комитета классических автомобилей БАА и один из организаторов мероприятия. — Конкретно это авто — 1985-го года выпуска. Автомобиль создан на базе стандартной «Чайки» (ГАЗ-14), из нее сделали кабриолет. Есть специальный тент, чтобы укрыть машину на случай дождя, он лежит в багажнике.
Напомним: ГАЗ-14 — представительский авто, который вручную собирался на Горьковском автомобильном заводе с 1977 по 1988 год. Автомобиль тоже можно назвать редким: свет увидели всего 1114 экземпляров. Очевидно, он не продавался «простым» людям, на таких машинах передвигались министры и другие высокопоставленные чиновники. Для 14-й «Чайки» был модернизирован двигатель ГАЗ-13. Мощность 5,5-литрового агрегата выросла с 195 до 220 л. с.
— Есть некоторые отличия в салоне, — Руслан сравнивает парадный автомобиль с «обычной» «Чайкой». — Тут кожаная отделка. А еще отсутствует кондиционер, который устанавливался в ГАЗ-14: в нем просто нет смысла.
— Понятно, что рынка у таких авто нет, но сколько оно могло бы стоить? — интересуемся у нашего собеседника.
— Такие вещи не продаются! Это наше культурное и техническое достояние.
Хот-род от белорусского умельца: вдохновленный Новой Зеландией
Владимиру 75 лет, но мужчина, кажется, забыл постареть: рассказывает с энтузиастом, много шутит и улыбается, а еще хвастается модным «прикидом», привезенным из Новой Зеландии, где он побывал на выставке хот-родов. Помимо одежды, минчанин привез еще и мечту — построить автомобиль по собственному эскизу.
— В 2006 году я поехал в Новую Зеландию навещать дочку. А там зять отвез меня на выставку хот-родов. Домой я вернулся через полтора месяца и на следующий же день сел за чертежный станок «Кульман» (сам я архитектор) — начал рисовать свой новый автомобиль. Через два с половиной года после этого я ехал на машине с зарегистрированными в ГАИ номерами.
Двигатель здесь от «Волги» (ГАЗ-24). Взял его за основу, так как не был уверен, что смогу поставить машину на учет. Позже я создал похожий авто — у него уже 5-литровый двигатель от Ford Mustang на 350 «лошадей».
Мосты «волговские». Подвеску я делал сам, экспериментировал. И амортизаторы — тоже сам. Большинство элементов, которые вы видите, — это ручная работа: зеркала, щетки, поворотники, бамперы…
Автомобиль (точнее, марку) Владимир скромно назвал в честь себя — MATV: создатель произносит как «мат-вэ». Это производное от фамилии (Мательский) и имени нашего героя.
— Вот так я себя увековечил! — смеется умелец.
Почему на кузове ящерки? Владимир рассказывает: как-то в гараже забрался под крышу и сверху вниз глянул на свой авто — силуэт напомнил ему «змейку с обрубленным хвостиком».
Наш собеседник говорит, что идей и мечтаний, которые ждут воплощения, у него еще много. Вот только все упирается в деньги (так что Владимир не откажется от спонсорской помощи).
Citroen DS: машина Фантомаса
Эту машину достаточно один раз увидеть, чтобы больше не забыть. Во-первых, у нее экстравагантный каплеобразный кузов. Во-вторых, особенности не заканчиваются на экстерьере: в техническом плане тоже много необычного (об этом поговорим подробнее). В-третьих, машина достаточно «киношная»: например, она снялась в фильме «Фантомас разбушевался».
А еще на ней спасся от обстрела президент Франции генерал Шарль де Голль при покушении в Пти-Кламар в 1962-м. Все благодаря гидросистеме: она построена таким образом, что при любых боковых нагрузках машина сохраняет горизонтальное положение относительно дороги. И даже когда в кузов попало 14 пуль и лопнуло два колеса, водитель не потерял контроль над авто и смог выехать из зоны обстрела.
К слову, система объединенной гидравлики в авто отвечает сразу и за подвеску, и за тормоза, и за рулевое управление. Решение прорывное, вот только есть нюанс: если случится утечка гидравлической жидкости, то вы остаетесь без всего перечисленного сразу.
— Благодаря гидравлической подвеске есть возможность изменять клиренс — для этого слева от водителя предусмотрен специальный рычажок, — рассказывает Дмитрий, который приехал на Citroen DS, некогда принадлежавшем покойному меценату Валерию Шумскому. — Коробка передач у машины тоже интересная: это модификация МКПП с полуавтоматической коробкой. Сцепления как такового нет: приотпускаешь газ и переводишь рычаг (он за рулем) на нужную скорость.
Говоря про необычные детали в салоне, можно отметить односпицевый руль и педаль тормоза. Точнее, не педаль, а большую «кнопку». Вместо ручника — «ножник». А еще обратите внимание, где расположено центральное зеркало.
Перед нами авто 1966 года, а уже в сентябре 1967-го передняя часть автомобиля существенно изменилась: появились четыре фары, размещенные под прозрачным колпаком. В топовых версиях внутренняя пара была связана с рулевым управлением и поворачивалась вслед за рулем. Наружные фары зависели от подвески: их положение корректировалось в зависимости от загрузки кузова.
Dodge Charger RT SE: легенда маслкаров
А теперь перейдем к маслкарам. Их на выставке было достаточно. Среди прочих взгляды собирал Chevrolet Camaro Z28…
…а еще этот Dodge Charger RT SE 1969 года выпуска RT расшифровывается как Road/Track (между дорогой и треком). Такой индекс получали автомобили с высокой мощностью.
Надпись Special Edition на кузове говорит о специальной линии отделки. В пакет SE добавили кожаные вставки на передних сиденьях, хромированные молдинги и деревянные вставки на приборной панели, если верить информации из сети.
— Здесь мотор Magnum на 7,2 литра, четырехступенчатая МКПП. Сколько «ест»? Как и любой подобный «американец» — 20—25 литров, — рассказывает россиянин Андрей. — По паспорту автомобиль имеет 380 лошадиных сил, но в реальности — 400 с небольшим. По заявлению завода, до 100 км/ч авто разгоняется за 5,1 секунды.
Charger пользовался популярностью у американцев, потому что он являлся иконой стритрейсинга. Поэтому многие владельцы занимались модернизацией мотора.
Эту машину я купил в Америке у коллекционера, который владел ей с 1974 года. Ему 80 лет, у него был большой автопарк. Когда поинтересовались, зачем он распродает авто, тот ответил, мол, следить за техникой ему уже тяжело, а дети совсем ей не интересуются.
Chevrolet Suburban: брутальный внедорожник
Этот полноразмерный внедорожник выпускается с 1935 года и до сих пор. Перед нами авто 1990 года выпуска (восьмое поколение).
— Фрагментами авто было ржавым, были проблемы с подвеской, — рассказывает россиянин Артем, приехавший на автомобиле. — Салон пришлось перетянуть, переделать «музыку». Расходники, выхлопная система…
Мы сделали подвеску более низкой, вместо колес R15 поставили 17-й радиус. Что касается мотора, здесь заводской 5,7-литровый двигатель. База самая легковая из возможных.
Отметим, что автомобили выпускались в трех вариациях: 1500, 2500 и 3500, что соответствовало грузоподъемности (500, 750 и 1000 килограммов соответственно). Перед нами первая версия, более того, она заднеприводная. И, судя по шильдику на кузове, мы имеем дело с базовой модификацией Scottsdale (топовая называлась Silverado).
Audi 5000 S: экспортная «сотка»
А с этой Audi 1986 года выпуска мы уже знакомы. Как признавался ее владелец Вячеслав, перед нами не оригинальная модель 5000, которая реализовывалась на рынке США. Это реплика с некоторыми доработками.
Чтобы не было лишних вопросов о несоответствии оригиналу, Вячеслав изготовил «шильдик» Exclusive: мол, машина эксклюзивная, под вкус владельца. Над восстановлением авто его хозяин работал 12 лет.
— Это мой первый автомобиль, — улыбается Вячеслав. — Все делал своими руками. Даже кузов к покраске я готовил самостоятельно, а друг «обливал» его.
Машина богата на опции: есть и подогрев сидений, и кондиционер, и сервотроник, и круиз-контроль, и климат-контроль, и бортовой компьютер, и отключаемая ABS, и омыватели.
Выбор покупателей USB-магнитола Prology CMX-240 15 отзывов 1DIN, USB-проигрыватель, USB, Bluetooth, усилитель 4×55 Вт, экран монохромный, пульт 156 р. 25 предложений USB-магнитола Pioneer MVH-S520BT 11 отзывов 1DIN, USB-проигрыватель, USB, Bluetooth, усилитель 4×50 Вт, экран монохромный 664 р. 26 предложений Сравнить эти товары → Автоакустика в Каталоге Onliner
Источник: auto.onliner.by
Комментарии закрыты.