Бескультурье на дорогах: чему стоит научиться белорусским водителям
На днях коллега Евгений Грачев выдал текст о том, какие последствия могут повлечь проявления культуры вождения. А есть вообще эта культура или о ней давно забыто? Не забыто, но и проявлений откровенного бескультурья, которые давно пора искоренить, хватает. Поговорим о них, вспомним несколько пунктов ПДД и заодно напишем 100500 комментов.
5 Июля 2025 0:00 1122 Комментария
Фото автора, Сергея Чигира и из архива редакции
Не стану рассказывать, мол, раньше мороженое было вкуснее, трава зеленее, а водители воспитаннее. И вкус мороженого, и цвет травы, и поведение водителей сегодня такие же, как много лет назад. Большинство предупреждает дальним об экипаже ГАИ, за что, как писал Евгений, предусмотрен штраф; уступает дорогу для опережения, впускает перестроиться в заторе, благодарит «аварийкой» и т.д. Но есть и меньшинство, поведение которого заставляет нас говорить о том, что культуры на дорогах стало меньше.
Некоторые моменты я уже озвучивал в этом тексте 2021 года, раз они повторяются снова, значит, ничего радикально не изменилось.
Левонамагниченные
И, на мой взгляд, самые заметные персонажи – так называемые левонамагниченные. Это те, кто едет по левому ряду МКАД или трассы со скоростью 90–100–120 в зависимости от актуального ограничения и ни в какую не перестраивается правее, когда сзади приближается автомобиль, двигающийся с более высокой скоростью. Их типичный аргумент: «Превышаешь скорость – твои проблемы, объезжай меня как хочешь».
Но абсолютное большинство этих персонажей забывает про пункты 79.1 и 79.2 ПДД РБ, согласно которым вне населенных пунктов запрещается занимать левые полосы при свободных правых, а в городе при трех и более полосах движения в одном направлении перестраиваться в крайнюю левую «разрешается только тогда, когда заняты другие полосы движения, либо для опережения, объезда препятствия, поворота налево или разворота».
МКАД – отдельный мир, днем там всегда плотный поток и машины двигаются по всем трем полосам. Но вспомните: сколько раз вы видели на кольцевой людей, которые утром или поздно вечером едут в крайней левой при абсолютно свободных остальных рядах? И ладно, когда там слева висит знак «100». Но зачем ехать по левому ряду при ограничении в 90 км/ч во всех трех рядах?
Или вот эти водители, которые едут слева по пустой трассе. Да, часто они смотрят в зеркала и без проблем уступают дорогу тем, кто быстрее, но у меня при их виде всегда возникает резонный вопрос: «Что ты тут вообще забыл? Почему просто не ехать справа, как того требуют ПДД?» Тем более первые ряды на трассах после ремонта уже не в колеях от фур и в плане комфорта нет никакой разницы, где двигаться. А ведь таких много.
Поэтому попробую еще раз напомнить, вдруг кто-то прочтет и примет к сведению: левый ряд на трассе – для опережения, не надо по нему просто ехать. Опередил – вернулся вправо, даже если едешь быстрее остальных. Догнал следующего медленного относительно тебя водителя – опередил и снова перестроился в правый ряд. Это не сложно.
Летчики-истерички
Не вижу ничего зазорного в том, чтобы вспышкой дальнего напомнить левонамагниченным об истинном предназначении левого ряда, когда справа свободно. Но очень удивляют персонажи, которые в районе 18–19 часов на МКАД, где плотным потоком с не самой высокой скоростью двигаются все три ряда, подлетают сзади и начинают истерично моргать. Дескать, испарились в ужасе – я тороплюсь.
Остальные, конечно же, никуда не торопятся. Домой не торопятся, в тренажерный зал не торопятся, в кино не торопятся, на хоккей к 19:30 не торопятся. Но почти никто не моргает, потому что смысла в этом ноль. Ну ок, съедет машина перед тобой, ты окажешься в потоке на корпус дальше – что от этого радикально поменяется?
Внезапные тормоза
К этой категории я отнесу водителей, которые на скоростной трассе с ограничением скорости в 120 км/ч двигаются по правому ряду со скоростью 80–90, максимум 100 км/ч и в самый неподходящий момент, иногда даже без необходимости в этом, решают перестроиться в левый ряд под машину, которая едет со скоростью 120–130 км/ч, а порой и выше. Как водители фур любят делать.
Буквально пару недель у меня была такая ситуация на трассе М6: опережаю по левому ряду дачников, впереди справа еще два медленно движущихся с примерно равной скоростью автомобиля, между которыми метров 50. Ничто ничего не предвещает, но задняя из этих двух машин зачем-то решает перестроиться прямо передо мной. Тормоз, дальний, гудок, немного мата – помеха ретируется в свой ряд и до того момента, пока ее видно в зеркала, продолжает движение там. Девочка за рулем (никакого сексизма!) – ну, захотелось ей ни с того ни с сего перестроиться влево – почему бы и нет. Зеркала? Не, не слышала. Хотя этот случай и не отнесешь к бескультурью – просто косяк.
Сюда же запишем и тех, кто перестаивается влево для опережения, но выполняет это опережение как все те же дальнобойщики – максимально медленно и долго. И вот это уже не очень культурно, особенно когда во время такого опережения сзади притормаживают 2–3, а то и больше машин. Педаль газа для чего придумана?
В общем, если вы двигаетесь по правому ряду трассы с относительно небольшой скоростью, то перед перестроением влево для опережения можно и нужно внимательно посмотреть в зеркала и убедиться в том, что сзади не приближается другой автомобиль со скоростью, значительно превышающей вашу. В процессе самого опережения стоит нажать правую педаль хотя бы глубже половины ее хода, а на машине с механической трансмиссией еще и переключиться вниз на одну, а лучше две передачи. Мотор не сломается, КПП тоже, от сожженных лишних 50 мл бензина не обеднеете.
Ксенонщики и светодиодчики
Если раньше многие «мамкины тюнеры» стремились поставить вместо галогенных ламп ксеноновые, то теперь пошла мода на светодиодные лампочки вместо штатных. Но, как и в случае с «неродным» ксеноном, это редко приводит к чему-то хорошему. Все это «добро» слепит и встречных водителей, и попутных через зеркала. Интересно, что в последнее время светодиодами «заболели» водители всяких микроавтобусов и фургонов, в том числе маршруток.
Во-первых, часто есть возможность приобрести интересующий вас автомобиль в более дорогой комплектации с изначально ксеноновым или светодиодным светом, а не переделывать галогенки. Во-вторых, если уж беретесь переделывать – по возможности меняйте фары в сборе. А если просто заменили лампочки – потрудитесь хотя бы заехать на стенд и постараться отрегулировать их так, чтобы они слепили как можно меньше.
Парковочные «мастера»
Еще одна заметная категория не очень культурных, а зачастую бескультурных водителей – парковочные инвалиды. Я имею в виду инвалидов по зрению, которые не видят разметку или видят, но имеют проблемы с глазомером. В пункте 139 ПДД говорится: «Транспортные средства разрешается ставить на стоянку с соблюдением требований дорожных знаков и горизонтальной дорожной разметки, а при их отсутствии – при условии рационального использования места стоянки, не создавая препятствия для доступа к находящимся на нем другим транспортным средствам и их последующего движения».
Только на парковке около любого торгового центра вы обязательно найдете автомобили, у которых линия разметки парковочного места в лучшем случае под колесами, в худшем – где-то посередине днища машины. Апофеоз «мастерства» – встать так, чтобы части одной машины находились сразу на четырех местах – такое тоже доводилось видеть. А когда так делают специально, чтобы дверями не ударили – это уже серьезная болезнь. Способы лечения индивидуальны для каждого случая.
Если присмотреться, на парковках также можно обнаружить автомобили, стоящие в пределах разметки, но максимально криво-косо. Что не так с этими водителями? Почему нельзя аккуратно ровно припарковаться между двумя линиями разметки?
Да, я знаю про ситуации, когда один «парканулся» криво, а потом сосед встал так же и пошла цепная реакция. Но мое мнение: парковаться абы как, потому что рядом аналогично стоит другая машина – так себе идея. Под настроение я иногда могу и дверь подпереть тому, чей автомобиль залезает за разметку, встав при этом четко между линий, но скорее просто найду себе другое место.
Но зачастую разметки нет, особенно во дворах и особенно когда машины ставят в проездах вдоль бордюра. Иногда диву даешься, насколько нерационально люди используют место. Оставляют по три метра от начала ряда, пересечения с пешеходной дорожкой и т.п. – кому, зачем? Приехал первым – встань в самом начале ряда, хочешь дальше – ну, отсчитай 5,5–6 бордюров (стандартный бордюрный камень имеет длину в один метр), чтобы еще одна машина гарантированно влезла. Если есть выбор: встать к другому, может, даже «залетному» автомобилю и оставить два-три метра до того же пересечения с пешеходной дорожкой или к самой дорожке – выбирайте дорожку, она точно никуда не уедет. Только перегораживать эти дорожки не надо ни при каких раскладах – там люди ходят, порой с детскими колясками.
И, конечно же, ни в коем случае не стоит ставить свои автомобили на тротуар или зеленую зону – тем более это запрещают п.143.14 и 143.15 ПДД РБ. Давайте, спросите у меня в комментах, где поставить вечером машину в Юго-Западе или Малиновке. Понятия не имею, но проблема парковки точно не должна решаться за счет создания неудобств пешеходам или уничтожения зеленой зоны.
В общем, паркуясь, помните, что кроме вас вокруг есть другие люди: как водители – им тоже нужно парковаться, так и пешеходы, в том числе с колясками, велосипедами и т.п., которым сто лет не упало обходить вашу машину. Проще говоря: ваш автомобиль – это исключительно ваша проблема. И сразу отвечу на вопрос, который у многих из вас неизбежно возникнет: да, у меня есть арендованное место на платной стоянке в 700 метрах ходьбы от дома, куда я ставлю машину, когда приезжаю поздно.
Подпиралы
В какой-то момент часть водителей решила, что карточка с номером телефона – это индульгенция на загораживание выезда со своих парковочных мест двум другим автомобилям, стоящим по правилам. А между тем еще раз возвращаемся к уже процитированному п. 139 ПДД: «Транспортные средства разрешается ставить на стоянку… не создавая препятствия для доступа к находящимся на нем другим транспортным средствам и их последующего движения». Т.е. подпирание – это прямое нарушение Правил дорожного движения.
Я прекрасно понимаю, что в большом городе такие действия – это отчасти норма, особенно вечером, во многих дворах между соседями даже давно договорено, кто где ставит машину в зависимости от времени выезда. Я и сам иногда подпираю, но только «на минуточку» – когда приехал вечером с двумя большими пакетами продуктов и проще сначала отнести их домой, а потом спуститься обратно и переставить машину на ту самую стоянку в 700 метрах.
Но если ты приезжаешь и подпираешь на всю ночь и еще полдня – будь готов в любой момент мгновенно ответить на телефонный звонок и молниеносно оказаться около своей машины; мало ли у кого-то кошка ночью рожает и надо срочно ехать в ветклинику. А зачастую как бывает: выходишь утром, выезд тебе заблокирован, ищешь телефон, написанный черт знает где, звонишь и стоишь ждешь, пока через пять минут лениво выползет заспанный мужик с максимально недовольным видом и таки изволит отъехать.
Что интересно, этот мужик в моем случае имеет привычку подпирать припаркованные гаражом машины даже среди бела дня, когда через 10 метров в любую сторону куча свободных мест. Просто именно там ему видно свой автомобиль в окно. Не знаю, зачем на него смотреть, наверное, это тоже какая-то редкая болезнь.
Про все не напишешь, поэтому предлагаю переместиться в комментарии и обсудить, какие проявления водительского бескультурья замечаете вы.
Источник: abw.by
Комментарии закрыты.