«Бабушка» Renault Talisman и конкурент Passat B3: знакомимся с 21 Nevada, которая не спешит на свалку
Старым «Пассатом» никого не удивить, эти машины живы и в цене до сих пор. А вот «французов», которые раньше конкурировали с ними, из года в год настигает последняя осень – и их не вернуть, заколочены ставни. Тем удивительнее, что у хорошего знакомого нашей редакции еще сохранился универсал Renault 21 Nevada. Правда, с оговорками…
10 Мая 2025 0:00 533
Фото автора
«Новые амортизаторы дороговаты, а эти «яшчэ паходзяць»
Для многих не секрет, что этой машиной владеет наш бывший главред Дмитрий Новицкий, а ныне автор «Большого автоблога», о чем намекают наклейки на багажнике. Исторически «корчи» липнут к Диме как-то сами по себе – так случилось и в этот раз:
«Как обычно снимает стресс взрослый мужчина? Листает объявления по продаже автомобилей! – шутит Дмитрий. – Так я увидел этот Renault 21 за $700, не успел подумать «в хозяйстве пригодится» – как уже обнаружил себя где-то под Житковичами за рулем этой машины. У нее что-то там троило-чихало, но в итоге случилась история про дворняжку, которая оказалась более преданной и честной, чем породистые собаки».
По словам Димы, поначалу машина не требовала к себе большого внимания и глобальных вложений. Тем более что она была переварена предыдущим хозяином. Цены на запчасти – смех: что шаровые опоры, что тормозные колодки обошлись в $8 за штуку. И тут бы уже сказать, что Renault 21 обходится дешевле, чем Passat B3, как Дима обрубает эту мысль – мол, передние и задние амортизаторы для такой машины необъяснимо дороги, по 360-400 рублей за комплект на одну ось.
«Знаешь, на таких машинах подобные цены тебя уже немножко останавливают, – признается Дмитрий. – В том плане, что «ну она же едет!». При этом нет какой-то сильной раскачки, еще чего-то. Умом понимаешь, что «аморты» надо бы поменять, просто станет приятнее ехать. Но по деревенским признакам это «яшчэ паходзяць». Но если бы цена амортизаторов была по $20-25 за один, то я бы уже давно их поменял.
Просто здесь хитрая конструкция подвески: торсион и два амортизатора. Снаружи находится одна пружина, которая, когда машина легкая, не работает, чтобы у тебя была плавность хода. Это же Франция! А как только ты начинаешь загружать что-то в багажник, начинает работать маленькая пружинка в самом амортизаторе, чтобы задняя часть сильно не проседала».
А что там с пунктом в «хозяйстве пригодится»? Машина действительно пришлась ко двору – Дима рассказывает, что наличие фаркопа и огромного багажника спасало во многих ситуациях. Например, когда нужно было дотащить фургон друзей из-под Барановичей, перевезти под полтонны пеллет и т.д. Стоп, но здесь же маломощный бензиновый 1.7 – как ему это под силу сейчас?
«Да, это старая кляча. Но назвать мотор дохлым я не могу, у него ровная тяга, – объясняет хозяин машины. – Это не «гонка», но ты вполне себе едешь в потоке, у тебя вполне себе все хорошо, если ты не хочешь с «электричками» соревноваться. Грубо говоря, едешь на уровень Lada Vesta 1.6. Таких тут пол-Минска в потоке. А в детстве, листая каталоги, я думал, что это какой-то пленный мотор – ну что такое под 90 «лошадей»? Но для меня стало сюрпризом, что с прицепом можно ехать и 100, и 110, в том числе под горку».
В общем, Дима с друзьями потешался над универсалом за $700, как мог: буксировка машин, транспортировка тяжелых грузов, офф-роуд благодаря немалому клиренсу… Но терпение Renault не было безграничным, и в один прекрасный момент он сдался.
«В машине есть такой глюк – постоянно горит лампочка перегрева двигателя. Кто бы мог подумать, что, когда я решу отвезти машину знакомым пацанам в Гродно, чтобы «подшаманить» ее, эта лампочка заработает по-настоящему! – с садистской улыбкой вспоминает Дима. – То ли патрубок сорвало, то ли что-то такое, уже не вспомню. В Гродно я приехал уже без антифриза, на моторе можно было жарить яичницу, но он все равно работал. Поразительно живучая конструкция!
С покупкой нового мотора случилась еще одна смешная история. Листал объявления, нашел нужный вместе с коробкой. Шутки ради написал продавцу: «Денег нет, но есть два мешка картошки и яблок». Пообщались, в итоге он согласился, но я-то шутил и никаких мешков у меня не было! Предложил продавцу 150 рублей – и забрал мотор с коробкой».
Как объясняет Дмитрий, причина настолько низких цен в том, что почти все старые Renault давно сгнили, а вот запчасти от них до сих пор лежат по гаражам и они мало кому нужны. Да с такими ценами можно не масло менять, а целый мотор сразу! Тем более что эта машина оказалась живучей – за время эксплуатации в ней только привели в чувство кузов, поменяли полуось и еще по мелочи.
«Меня вот что удивляет, – размышляет Дима под конец беседы. – Это машина из тех времен, когда бизнес мог позволить себе странные эксперименты в минус. Renault 21 – модель, которая имела два расположения двигателя: 1.7 стоит поперек, а если мотор 2.2 либо дизельный, то он становился продольно. Так и хочется задать этот вопрос в пустоту: Renault, вы нормальные вообще? Вам так не сильно дорого было производить?
И это только один из показателей того, насколько сильно изменились времена. Сейчас какой-нибудь электрокроссовер продают в трех фиксированных комплектациях – не нравится, проходишь мимо. А здесь: моторы поперек и вдоль, их тьма на выбор, привод – полный и передний, есть хэтчбек, седан, универсал. Была панель приборов и электронная, невероятное количество опций, все можно было складывать и комбинировать – получались абсолютно разные машины. И ведь еще была Renault 21 Turbo – и, по слухам, это автомобиль, который очень круто валит!
Ну, а мой универсал – это просто машина для пенсионеров, про которую нельзя говорить с придыханием».
В поисках жизни
Можно пошутить, что говорить про автомобили с придыханием – это наш удел. Забираем у Димы ключи и отправляемся в ознакомительную поездку на пару часов. Что собой представляет «мать» Renault Laguna, «бабушка» Renault Talisman?
Так вот ты какая, старая «француженка»! Амортизаторы действительно неплохо бы поменять – что на трассовых скоростях, что на разбитой грунтовке ощущается дряблость, шасси автомобиля явно не достает заводской точности. Но Дима уехал со встречи на Lincoln Town Car, так что ему такие повадки «француза», наверное, даже в кайф.
Очевидно же, что с новыми стойками Renault начнет ехать плотнее и даже жестче. А пока можно наслаждаться «добавленной» мягкостью и мчать по ямам, как ужаленный. На новых тестовых машинах по этим дорогам я езжу гораздо спокойнее! Вопрос даже не в том, что 21-ю «не жаль», а в том, что она действительно позволяет чуть больше и сглатывает большинство выбоин – и дело не только в старых амортизаторах.
А еще старый Renault заставляет вертеть головой – в узеньких зеркалах, потрепанных жизнью, видится разве что тоска этого универсала по Елисейским полям, но не актуальная дорожная обстановка.
Приходится оглядываться – и видишь за собой почти микроавтобусный простор и «аквариум» стекол. Потрясающее ощущение, которое не подарит современный автомобиль.
Для изготовления салона в Renault, наверное, работал отдельный поролоновый цех – какие же здесь мягкие сиденья! Что комфорт, что запах в салоне отправляют в старый дачный дом, в который первый раз приезжаешь после зимы. Плюхнулся в кресло – и уже никуда не надо спешить. Такое настроение дарит этот Renault.
Тем более что и бензиновый 1.7 – спасибо, что не на карбюраторе – не подбивает на скоростные рекорды. Стрелка спидометра не способна замереть и мечется в ужасе от того, что универсалу все 35 лет, а его еще заставляют ехать за 100 км/ч. Лампочка перегрева двигателя так и горит, но мы на нее даже не обращаем внимание – это старый «корч», здесь так надо.
Набалдашник от Logan на рычаге 5-ступенчатой механики крутится-вертится, но хотя бы не хочет упасть на пол – это уже хорошо. А еще лучше, что кулиса на удивление честная, четкая и чистая – не приходится шурудить рычагом в поиске нужной передачи.
А что удивляет, так это шумоизоляция. Снять бы багажник с крыши, который на скорости создает лишние завихрения, – и стало бы еще тише. Но даже так 21-я изо всех сил старается держать тишину – по крайней мере, по тем стандартам, что были заложены 30 лет назад. Это ведь настоящий D-класс – такой, каким он был в те времена.
При этом в Renault как будто что-то знали наперед – и на самом видном месте, посередине консоли, открывается полка для документов, в которую идеально помещается телефон. 1990-й год выпуска, напомню!
В профиль 21 Nevada – будто бы лонг-версия для китайского рынка или родственница Lada Aura: обратите внимание на здоровенную заднюю дверь.
Зато места сзади валом, а багажник по сей день впечатляет объемом: 674 литра, а при сложенных сиденьях – все 1710 (в Passat B3 – 495 и 1500). И снова французская смекалка: жесткая полка имеет выдвижную часть!
Но такие машины нужно принимать дозированно и вовремя себя одергивать. Безопасность «французов», говорите? Все помнят о том, какой выдающийся результат показала Renault Laguna II, распечатав пятизвездочный барьер на краш-тестах EuroNCAP. Вот только ее предшественница, которая была в числе первых машин, разбитых по этой методике в 1997 году, заработала всего две с половиной звезды, а французам пришлось внедрять много нового в конструкцию. Выпуск 21-й закончился в 1995, и, пожалуй, вряд ли бы она показала лучшие баллы по безопасности водителя и пассажиров.
21-я в универсале – не самый примечательный автомобиль сегодня. Более того, это не самый примечательный автомобиль даже в 1990 году, когда был выпущен этот экземпляр. Но, как и у всех 30-летних машин, в ней есть свой шарм – и это слово весьма кстати, если речь идет о «француженке». Пускай она не молода, ее покидают силы, а кузов и все, что под ним, покрываются коррозийными морщинами, но главное, что в ней еще есть жизнь.
Источник: abw.by
Комментарии закрыты.